Заметки фоторедактора

Думаю, пригодится ….

Диафрагма и глубина резкости

1. Диафрагма обозначается рядом чисел: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22 и далее.
2. Один шаг диафрагмы – это уменьшение площади отверстия, а значит и количества света, в два раза.
3. Чем больше число, тем меньше отверстие диафрагмы – его называют апертура.
4. Глубина резкости – часть пространства, изображенная на снимке резко.
5. Она имеет две границы. Дальняя граница может лежать в бесконечности.
6. В зависимости от дистанции фокусировки она может составлять от нескольких миллиметров до бесконечности.
7. Чем больше диафрагменное число (чем меньше отверстие диафрагмы), тем больше глубина резкости.
8. Чем меньше матрица, тем больше глубина резкости. И диафрагма тут не поможет.

Эксперимент
Найди отдельно стоящий цветок, ветка, сухое соцветие и на некотором отдалении от него трава, другие ветви (сюжет с отделенными друг от друга передним и задним планами). Сделай серию снимков, каждый следующий с большим диафрагменным числом.

Диафрагма, боке и звездочки

1. От формы отверстия диафрагмы зависит рисунок в зоне нерезкости – боке.
2. От количества лепестков и их формы зависит то, какую форму будет иметь блик точечного источника света.
3. Если ночью снимать с открытой диафрагмой, то вокруг фонарей образуется ореол по форме близкий к кругу.
4. При закрытой диафрагме вокруг фонарей появляются лучики – звездочки. Количество лучей зависит от количества лепестков диафрагмы.
5. Если перед объективом установить диафрагму из темной бумаги с отверстием в виде звездочки, сердечка или трилистника, то яркие, размытые блики в кадре будут иметь именно такую форму.

Чувствительность

1. Традиционно считается, что у экспозиции два параметра – выдержка и диафрагма. Так было, пока не появилась возможность менять чувствительность хоть для каждого кадра.
2. Чувствительность – третий параметр экспозиции.
3. Она измеряется в условных единицах ISO. Обычные значения: 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 и далее.
4. Другое, устаревшее название этой системы измерения – ASA.
5. Есть и другие системы измерения чувствительности: DIN (немецкая), ГОСТ (российская, а точнее, советская).
6. Каждый шаг – изменение чувствительности вдвое. Что эквивалентно (по изменению освещенности кадра) изменению выдержки или диафрагмы на один шаг.
7. Многие камеры позволяют менять чувствительность с половинным шагом или даже по одной трети шага.
8. Повышение чувствительности не проходит бесследно. Чем выше она, тем больше зерна (при съемке на пленку) или шумов (при цифровой съемке).
9. Пленочное зерно имеет нерегулярную структуру и может использоваться как художественный прием. При этом существуют высокочувствительные пленки с небольшой зернистостью.
10. Цифровые шумы имеют регулярную структуру и отрицательно влияют на снимок – падает детализация, ухудшается передача цветов.
11. Каждая модель цифровой фотокамеры имеет диапазон чувствительности, в котором с влиянием шумов на качество снимка можно мириться.
12. У компактных камер этот диапазон уже. Чаще всего рабочими у них являются ISO 100 – 200, иногда ISO 400, редко ISO 800.
13. Зеркальные камеры имеют более широкий диапазон. Многие современные модели могут нормально снимать на ISO 1600, а некоторые на ISO 3200 и даже выше.

Факт
Максимальная чувствительность фотокамеры Nikon D3 – ISO 25600. И это значение можно использовать.

Выдержка

1. Выдержка – время на которое открывается затвор фотоаппарата, давая доступ свету к пленке или матрице.
2. Выдержка – второй основной параметр экспозиции. Первый – диафрагма.
3. Можно сказать и наоборот: выдержка – первый, диафрагма – второй.
4. В обычных фотоаппаратах встречаются выдержки от 1/8000 (одной восьмитысячной) секунды до 30 секунд.
5. У многих камер так же есть возможность «ручных», «бесконечных» выдержек. В общем случае это значит, что затвор открыт пока нажата кнопка.
6. Для дробных выдержек – чем больше число под линией, тем короче выдержка! – 1/4 секунды длиннее, чем 1/30 секунды.
7. Для недробных выдержек – чем больше число, тем длиннее выдержка. Тут все просто. Но, надо быть внимательным при сравнении дробных и недробных – 1/2 секунды, короче, чем 1 секунда.[1]
8. Наиболее часто используются выдержки из набора: 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000 секунды и далее, каждая вдвое короче предыдущей.
9. От величины выдержки зависит насколько будет размыт в кадре движущийся объект при неподвижном фотоаппарате.
10. Чем короче выдержка, тем более быстрый объект можно «заморозить». И тем меньше на резкость влияет дрожание рук.
11. При съемке с рук рассчитывать на резкий кадр можно если выдержка не длиннее единицы деленой на фокусное расстояние объектива. То есть для 60 мм самая длинная выдержка – 1/60 (одна шестидесятая) секунды, для 120 мм – 1/125 секунды.
12. Существуют мастера с крепкими руками, которые могут удержать и более длинные выдержки. Например 1/10 секунды на средних фокусных расстояниях (35-70 мм). Но и эти не справятся с 1 секундой.
13. Поэтому при выдержках длиннее 1/30 секунды нужно использовать упор (поставить локти на парапет, опереться плечом на стену, прислонить фотоаппарат к столбу).
14. При выдержках длиннее 1/5 секунды обязательно использовать штатив.

Эксперимент
Сделай серию снимков с одним и тем же неподвижным сюжетом, но с разными выдержками: 1/125, 1/60, 1/30, 1/10, 1/4 секунды. Насколько длинную выдержку ты сможешь «удержать».
Сфотографируй движущийся объект (например, быстро проезжающую машину) на разных выдержках, проанализируй эффект.

[1] Нет, я не считаю людей за идиотов. Но практика показывает, что даже до таких пределов математику помнят не больше половины людей. Последние два пункта для тех, кто не помнит.

http://foto.ograf.ru

Максим Ремезов

Смотрите вверху ссылку "Обо мне"

One thought on “Заметки фоторедактора

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.