Хранение фотографий

Попалась в руки памятка для хранителей “Хранение фотографий” подготовленная РосФото. Конечно же, эта памятка для работников архивов и музеев, но почерпнуть из нее есть что и рядовым владельцам старых (а иногда, и старинных) фотографий.

Обычно словом «фотография» мы обозначаем позитивные фотографические отпечатки на бумаге, привычные для нашей повседневной жизни. На самом же деле «фотография» – термин, обозначающий большое количество разнообразных процессов, использующих для создания изображения светочувствительные материалы. Широкое распространение фотографии заставляет нас забыть, что она недолговечна и может легко получить повреждения вследствие небрежного обращения, неправильного хранения и воздействия факторов внешней среды: света, повышенной влажности и температуры.

При хранении фотографических коллекций необходимо учитывать, что структура фотодокумента состоит из различных компонентов. Их взаимодействие друг с другом и с окружающей средой влияет на срок жизни фотографии. Большинство фотографий состоят из трех компонентов: вещества, удерживающего и формирующего изображение, связующего слоя и основы. Вещество, удерживающее изображение – серебро, платина, органические красители или пигменты – формирует видимую нами картинку. Связующий слой – прозрачное вещество, такое как альбумин, коллодий или желатин, удерживает первый компонент, т. е. собственно изображение. Эти два компонента нанесены на основу, которая может быть бумажной, стеклянной, металлической или пластиковой.

Хотя большинство фотографий имеют подобную трехслойную структуру, некоторые объекты могут не иметь связующего слоя (калотип) или наоборот иметь дополнительные компоненты – нанесенное поверх изображения покрытие или краска, рамка или футляр, которые тоже считаются частью фотографического объекта.

У фотодокументов сложная структура. Если вы не знакомы с тем или иным технологическим процессом, проконсультируйтесь со специалистом по консервации прежде чем предпринимать какие-либо серьезные меры, направленные на реставрацию, консервацию или изменение условий хранения фотографий.

Обеспечение соответствующих условий хранения.


Фотографические материалы комфортно себя чувствуют в прохладных, сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Высокие температуры и относительная влажность ускоряют процессы разрушения и способствуют росту плесени, что может послужить причиной повреждения поверхности и разрушения связующего слоя. Избегайте хранения фотографий на чердаке, в подвале или в непосредственной близости к внешним стенам здания, так как в этих местах вероятность формирования неблагоприятных климатических условий для фотографии очень высока, имеется большой риск образования конденсата.

В некоторых случаях для решения сезонных проблем хранения могут понадобиться дополнительные приспособления, такие как осушитель воздуха или система принудительной вентиляции для обеспечения лучшей циркуляции воздуха.

Оптимальные условия хранения для большинства фотоматериалов -температура не выше +20″ С и относительная влажность около 30-40%. Негативы на пленке и цветные фотоматериалы лучше всего хранить при более низкой температуре +10-12° С и относительной влажности 30-40%.

Как выбрать материалы для хранения.


Фотографии необходимо хранить в конвертах, защищающих их от пыли и света, и служащих дополнительной опорой при использовании. Рекомендуются химически стабильные пластиковые или бумажные материалы для хранения, в состав которых не входят сера, кислоты или пероксиды. Можно использовать пластиковые оболочки, если они изготовлены из непокрытого полиэстера, полипропилена или полиэтилена, и такие оболочки не должны быть матовыми. Бумажные конверты должны иметь свидетельство о прохождении теста на фотографическую активность (PAT – (Photographic Activity Test), который определяет безопасность материала при контакте с серебряным фотографическим изображением. Если результаты теста PAT неизвестны, используйте конверты из бумаги, не содержащей лигнин; произведенной из 100% тряпичного волокна или альфа-целлюлозы и имеющей чисто белый цвет или белый с желтоватым или сероватым оттенком.

Пленочные нитрат- и ацетат-целлюлозные негативы, которые по мере старения могут выделять кислотные газы, должны храниться отдельно от других фотографических материалов.

Такие объекты как дагерротипы и амбротипы храните в оригинальных футлярах и рамках, поместив их в бумажные конверты с четырьмя клапанами, чтобы уберечь хрупкие футляры и рамки от износа.

Отпечатки и негативы в индивидуальных конвертах и объекты в футлярах или рамках размещаются в коробках из бескислотного и износостойкого картона, что обеспечивает дальнейшую защиту отсвета, пыли и колебаний климатических факторов.

Хранение фотографий в альбомах одновременно помогает организовать фотографии в группы и защищает их от механических и климатических повреждений. Альбомы могут быть бесценными источниками исторической и генеалогической информации. Храните альбомы, по возможности, не внося в них своих изменений, в подходящих по размеру специальных архивных коробках. Для хранения семейных фотографий подходят альбомы из безопасных материалов, которые предлагают поставщики материалов для хранения. Безопасными в данном случае считаются материалы, прошедшие тест PAT. Не используйте альбомы с магнитными или самонаклеивающимися страницами: они могут стать причиной повреждения фотографий.

Экспонирование фотографий.


Фотографии необходимо защищать от длительного пребывания под яркими источниками света. Необходимо сокращать время выставок, контролировать длительность пребывания на свету и тщательно отслеживать состояние фотографий. Длительное или постоянное экспонирование не рекомендуется. Для изготовления подложек используйте небуферизованный картон, для обрамления – безопасные материалы. Чтобы защитить фотографии во время длительного экспонирования, используйте плексиглас с ультрафиолетовым фильтром. В случае с особо уязвимыми или уникальными фотографиями выставляйте копии – таким образом вы обеспечите надлежащий уход за оригиналами и их сохранность.

Поддержание чистоты и порядка.


Говоря о хранении коллекции, часто забывают о том, как важно содержать в чистоте помещения, в которых хранятся коллекции или работают с фотографиями, и оберегать их от вредителей. Бумажные волокна, альбумин и желатин, а также другие компоненты фотографических материалов – отличные источники питания для насекомых и грызунов. Необходимо, чтобы в местах хранения коллекции не было скоплений мусора, привлекающих паразитов. В таких помещениях еда и напитки должны быть запрещены. Для большинства фотографических объектов случайно пролитый напиток может стать причиной повреждения, не говоря уже о том, что привлечет вредителей.

Обращение с фотографиями.


Наибольший вред наносится фотографиям в результате неправильного обращения. Хорошая организация и правильное хранение коллекции обеспечивают удобство работы с ней, позволяя быстро находить нужное изображение, а значит снижают риск механического повреждения фотографий.

При изготовлении оболочек для хранения необходимо учитывать предпола­гаемое использование фотографии и ее состояние. Более хрупкие объекты требуют большей защиты.

Разработайте правила работы с фотографиями и следуйте им. Просматривайте фотографии в чистом, незагроможденном месте. Для того, чтобы не оставлять отпечатков пальцев и не испачкать фотографии, надевайте чистые хлопчатобумажные белые перчатки; учтите при этом, что в перчатках ловкость рук снижается. Осторожно поддерживайте фотографии, держите их обеими руками, чтобы избежать повреждения. Убирайте фотографии в конверт или коробку, если они не будут просматриваться прямо сейчас. Не используйте ручки с чернилами в непосредственной близости от фотографий. Пометки на конвертах делайте только карандашом. Если необходимо оставить пометку на самой фотографии, используйте мягкий свинцовый карандаш, делая надпись на оборотной стороне изображения. Если мягкий карандаш не пишет по этой бумаге, используйте чернила на углеродной основе и чертежное перо.

Готовность к аварийным ситуациям.


Для начала необходимо произвести оценку помещения, где хранится коллекция, на предмет возможных повреждений в случае пожара, потопа или других чрезвычайных ситуаций. Необходимо разработать план действий в аварийной ситуации, учитывающий особенности коллекции, до возникновения такой ситуации.

Отметьте коробки, в которых находятся материалы с более высоким риском повреждения или уничтожения, специальными символами. Можно отметить также наиболее ценные коллекции и предметы. При возникновении аварийной ситуации спасайте эти материалы в первую очередь.

В случае возникновения аварийной ситуации, для того, чтобы защитить коллекцию от повреждения, укройте ее пластиковым покрытием и/или вынесите из затронутого бедствием помещения. Удостоверьтесь, что под пластик не попала влага, т.к. это может привести к росту плесени. Оцените ситуацию и задокументируйте повреждения. Как можно скорее свяжитесь со специалистом по консервации, который поможет восстановить поврежденные материалы.

Частые проблемы и их решение


При хранении фотографических коллекций наиболее часто возникают следующие проблемы:

1. Разбитые, порванные, треснувшие фотографии.

Если первоначальная основа фотографии серьезно повреждена, осторожно поместите объект в пластиковую оболочку с архивным картоном для опоры. Если отслаивается связующий слой или потрескалась поверхность (как бывает, например, с фотографиями, раскрашенными пастелью), используйте не пластиковую оболочку, а плоскую коробку.

Не пытайтесь склеить порванные фотографии липкой лентой. Свяжитесь со специалистом по консервации фотографических материалов, который сможет качественно восстановить фотографию.

2. Испачканные фотографии или негативы.

Не пытайтесь очистить фотографии при помощи стирательной резинки. Осторожно обмахните их чистой, мягкой кисточкой, двигаясь от центра фотографии к краям. Также не пытайтесь очистить фотографии средствами на основе воды или растворителей, очистителями для мытья окон.

Неверные действия при очистке фотографических материалов могут привести к таким серьезным и часто необратимым последствиям, как образование невыводимых пятен, царапин, повреждение или гибель связующего слоя и изображения.

3. Фотографии или негативы, приклеившиеся к конвертам.

Под воздействием высокой влажности или прямых солнечных лучей фотографии могут приклеиться к стеклу рамы или к конверту, в котором они хранятся. Чтобы свести к минимуму дальнейшие повреждения, необходимо сразу принять меры по решению данной проблемы. Не пытайтесь самостоятельно расклеить слипшиеся материалы, свяжитесь со специалистом по консервации.

4. Разрушающиеся негативы.

Химическая неустойчивость является главным фактором разрушения ранних пленочных материалов. Хрупкие, выцветшие, липкие, с пузырьками воздуха или покоробившиеся пленочные негативы отделите от коллекции и свяжитесь со специалистом по консервации фотографических материалов. Профессионал сможет помочь в идентификации и дать рекомендации по безопасному хранению и/или дубликации этих материалов.

5. Разбитые стеклянные негативы или амбротипы.

Фрагменты разбитого стекла осторожно поместите в конверты из архивной бумаги. Для того, чтобы снизить возможность процарапывания или другого повреждения, используйте для каждого фрагмента стекла отдельный, соответ­ствующим образом помеченный конверт. Передайте конверт специалисту-реставратору.

Если нет возможности передать разбитый негатив специалисту и требуется его хранение в течении длительного срока, то необходимо изготовить подложку с бортиками по размерам разбитого стекла, которая будет удерживать все фрагменты вместе. Внутри конструкции все детали нужно проложить тонкими полосками нейтрального картона во избежание сколов. Собранный таким образом негатив храните в конверте. Свяжитесь со специалистом по консервации, который сможет оказать необходимую помощь.

Если вам необходима более подробная информация или консультация специалиста, обращайтесь в отдел реставрации и консервации РОСФОТО.

 
———————————————————
Библиография:

Baldwin, Gordon. 1991. Looking at Photographs. Malibu, CA: J.Paul Getty Museum.

Fortson, Judth. 1992. Disaster Planning and Recovery: A How-To-Do-lt Manual for Librarians and Archivists.

New York: Neal-Schuman Publishers, Inc.

Martin, Elizabeth. 1988. Collecting and Preserving Old Photographs.

London:  William  Collins  Sons&Co.,   Ltd.Northeast  Document  Conservation  Center,

Preservation of Library & Archival Materials, 3rd ed.

www.nedcc.org

Porro, Jennifer, ed. Photographic Preservation and the Research Library. Mountain View, CA: Research Libraries Group, Inc.

Reilly, James. 1986. Care and Identification of Nineteenth-Century Photographic Prints. Kodak Publication G-2S. Rochester, NY: Eastman Kodak Co.

Schultz, Arthur W.,ed. 1992. Caring for Your Collections. New York: Harry N.Abrams, Inc.

Wilhelm, Henry. 1993. The Permanence and Care of Color Photographs. Grinnell, Iowa: Preservation Publishing Company.

Reilly, James. 1986. Care and Identification of Nineteenth-Century Photographic Prints. Kodak Publication G-2S. Rochester, NY: Eastman Kodak Co.

Schultz, Arthur W., ed. 1992. Caring for Your Collections. New York: Harry N.Abrams, Inc.

Wilhelm, Henry. 1993. The Permanence and Care of Color Photographs. Grinnell, Iowa: Preservation Publishing Company.

Максим Ремезов

Смотрите вверху ссылку "Обо мне"

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.