Современные технологии и сервисы интернета
В рамках фестиваля «Интермузей 2011» 4 июня прошел круглый стол «Современные технологии и сервисы интернета на службе музеев». Он состоял из секций, посвященных зарубежному, российскому опыту, а также полезным музейщикам сервисам интернета.
На секции «зарубежный опыт» Юрий Алексеев рассказал о нескольких зарубежных сайтах. Сайт MOMA (http://www.moma.org) по сути является облаком сайтов, материалы на которые выкладываются в течении скольких лет. Среди них есть небольшие страницы, а есть – полноценные сайты с огромным количеством информации. При этом сайт музея становится отдельным веб-пространством, объем информации на котором значительно превосходит экспозиционные возможности музея.
Противоположный по сути проект, который сейчас уже не существует в сети – это эфемерный Музей граффити на улицах Лиссабона. На этом сайте несуществующего музея были выложены Mp3-треки, рассказывающие о разных граффити, находящихся в городе. В свою очередь, на всех граффити висели таблички и путешествие по городу превращалось в путешествие по музею. Кроме того, на карте Лиссабона на yahoo.com тоже можно было отследить все произведения. Несмотря на то, что сайт не требовал колоссальных усилий в разработке, получился очень интересный продукт. Польский сайт http://www.commonwealth.pl являет собой тип виртуальных экспозиций, в котором при помощи видео, графики, фотографий и текстов, создан продукт, не имеющий аналога в реальном пространстве. Очень интересен сайт, посвященный творчеству Клода Моне (http://www.monet2010.com). На нем особенно привлекательно для пользователей анимированное видео, интересное тем, что оно не работает самостоятельно, а управляется посетителями сайта.
Таким образом, несмотря на то, что некоторые позитивные моменты зарубежных сайтов достаточно сложно перенести на российскую почву, настолько они многосложны, требуют больших трудозатрат и серьезного финансирования, можно сделать вывод о том, что зачастую дело не только в бюджете, сколько в идее, интересной задумке.
Александр Артамонов обратил внимание слушателей на интересные нидерландские музейные сайты. Примечательно, как музей ван Гога в Амстердаме (http://www.vangoghmuseum.nl) работает с письмами художника. Для этого создан отдельный сайт (http://www.vangoghletters.nl), разработано бесплатное приложение для айфона. С письмами можно работать по-разному. Можно посмотреть сам текст, перевод, примечания, можно подробно рассмотреть рисунки. Для подростков работает сайт-блог Ван Гога (http://www.vangoghsblog.com), созданный с использованием стандартной программы WordPress. Такой способ подачи материала осовременивает его, как будто Ван Гог пишет письма сейчас, к письмам есть теги, их можно комментировать.
Уникальна коллекция материалов на сайте «память Нидерландов» (http://www.geheugenvannederland.nl), являющемся национальным интернет-ресурсом, в создании которого принимают участие большое количество организаций (помимо музеев это библиотеки, архивы, университеты). Объем каждой коллекции значительно превосходит то, что может вместить в себя книга.
Музей этнологии в Лейдене (http://www.volkenkunde.nl) использует свой сайт для того, чтобы показать те экспозиции, которые в данный момент закрыты на реконструкцию. В музее Бойманс ван Беюнинген сделал частью своего веб-сайта электронную базу данных объектов музейного хранения Alma, которая была разработана в 1980-е куратором музея Альмой Рёмпл в аналоговой ферме – на бумажных карточках. База увязывает мир бытовых предметов диндустриального времени с одновременной ему живописью. (htttp://www.alma.boijmans.nl)
В целом, можно заключить, что работа с культурным наследием Нидерландов в сети интернет – плод сотрудничества различных организаций. Важно, что результаты этого сотрудничества публикуются в формате, понятном широкой публике. Для нидерландских сайтов, равно как и для всей музейной деятельности, совершенно естественно, что все тексты делаются как минимум на двух языках.
Владимир Определенов рассказал об использовании информационных технологий в музейной деятельности на примере работ фирмы «Эпос» с ГМИИ им Пушкина, Кирилло-Белозерским музеем и другими организациями. Кроме того, Владимир продемонстрировал образцы воспроизведения различных произведений искусства с помощью современных технических средств.
Александра Чивкунова, представитель компании yandex.ru, рассказала, как компания может помочь музеям в плане привлечения посетителей. Она говорила о том, что по статистике наибольшее количество поисковых запросов касаются российских музеев. Причем больше всего интереса к музейной тематике, помимо городов-миллионников, в Бурятии, Коми и на Чукотке.
Музейные сотрудники могут воспользоваться бесплатным сервисом Яндекс.Вебмастер (http://webmaster.yandex.ru). Это сервис, предоставляющий информацию о том, как индексируются сайты. Он позволяет сообщить Яндексу о новых и удаленных страницах, настроить индексирование сайта и улучшить представление сайта в результатах поиска.
Также можно бесплатно добавить информацию о музее в справочник (http://sprav.yandex.ru) и разместить информацию о музейных событиях на афише (http://afisha.yandex.ru) даже в том случае, если у музея нет сайта. Компания готова принимать информацию в любом виде, даже в текстовых файлах.
Кроме того, в мае каждого года на сайте проходит акция Ночь в музее. В 2011 году за 10 дней существования проекта его посетил миллион человек.
intermuseum2011.ru