Современные технологии и сервисы интернета

В рамках фестиваля «Интермузей 2011» 4 июня прошел круглый стол «Современные технологии и сервисы интернета на службе музеев». Он состоял из секций, посвященных зарубежному, российскому опыту, а также полезным музейщикам сервисам интернета.

На секции «зарубежный опыт» Юрий Алексеев рассказал о нескольких зарубежных сайтах. Сайт MOMA (http://www.moma.org) по сути является облаком сайтов, материалы на которые выкладываются в течении скольких лет. Среди них есть небольшие страницы, а есть – полноценные сайты с огромным количеством информации. При этом сайт музея становится отдельным веб-пространством, объем информации на котором значительно превосходит экспозиционные возможности музея.

Противоположный по сути проект, который сейчас уже не существует в сети – это эфемерный Музей граффити на улицах Лиссабона. На этом сайте несуществующего музея были выложены Mp3-треки, рассказывающие о разных граффити, находящихся в городе. В свою очередь, на всех граффити висели таблички и путешествие по городу превращалось в путешествие по музею. Кроме того, на карте Лиссабона на yahoo.com тоже можно было отследить все произведения. Несмотря на то, что сайт не требовал колоссальных усилий в разработке, получился очень интересный продукт. Польский сайт http://www.commonwealth.pl являет собой тип виртуальных экспозиций, в котором при помощи видео, графики, фотографий и текстов, создан продукт, не имеющий аналога в реальном пространстве. Очень интересен сайт, посвященный творчеству Клода Моне (http://www.monet2010.com). На нем особенно привлекательно для пользователей анимированное видео, интересное тем, что оно не работает самостоятельно, а управляется посетителями сайта.

Таким образом, несмотря на то, что некоторые позитивные моменты зарубежных сайтов достаточно сложно перенести на российскую почву, настолько они многосложны, требуют больших трудозатрат и серьезного финансирования, можно сделать вывод о том, что зачастую дело не только в бюджете, сколько в идее, интересной задумке.

Александр Артамонов обратил внимание слушателей на интересные нидерландские музейные сайты. Примечательно, как музей ван Гога в Амстердаме (http://www.vangoghmuseum.nl) работает с письмами художника. Для этого создан отдельный сайт (http://www.vangoghletters.nl), разработано бесплатное приложение для айфона. С письмами можно работать по-разному. Можно посмотреть сам текст, перевод, примечания, можно подробно рассмотреть рисунки. Для подростков работает сайт-блог Ван Гога (http://www.vangoghsblog.com), созданный с использованием стандартной программы WordPress. Такой способ подачи материала осовременивает его, как будто Ван Гог пишет письма сейчас, к письмам есть теги, их можно комментировать.

Уникальна коллекция материалов на сайте «память Нидерландов» (http://www.geheugenvannederland.nl), являющемся национальным интернет-ресурсом, в создании которого принимают участие большое количество организаций (помимо музеев это библиотеки, архивы, университеты). Объем каждой коллекции значительно превосходит то, что может вместить в себя книга.

Музей этнологии в Лейдене (http://www.volkenkunde.nl) использует свой сайт для того, чтобы показать те экспозиции, которые в данный момент закрыты на реконструкцию. В музее Бойманс ван Беюнинген сделал частью своего веб-сайта электронную базу данных объектов музейного хранения Alma, которая была разработана в 1980-е куратором музея Альмой Рёмпл в аналоговой ферме – на бумажных карточках. База увязывает мир бытовых предметов диндустриального времени с одновременной ему живописью. (htttp://www.alma.boijmans.nl)

В целом, можно заключить, что работа с культурным наследием Нидерландов в сети интернет – плод сотрудничества различных организаций. Важно, что результаты этого сотрудничества публикуются в формате, понятном широкой публике. Для нидерландских сайтов, равно как и для всей музейной деятельности, совершенно естественно, что все тексты делаются как минимум на двух языках.

Владимир Определенов рассказал об использовании информационных технологий в музейной деятельности на примере работ фирмы «Эпос» с ГМИИ им Пушкина, Кирилло-Белозерским музеем и другими организациями. Кроме того, Владимир продемонстрировал образцы воспроизведения различных произведений искусства с помощью современных технических средств.

Александра Чивкунова, представитель компании yandex.ru, рассказала, как компания может помочь музеям в плане привлечения посетителей. Она говорила о том, что по статистике наибольшее количество поисковых запросов касаются российских музеев. Причем больше всего интереса к музейной тематике, помимо городов-миллионников, в Бурятии, Коми и на Чукотке.

Музейные сотрудники могут воспользоваться бесплатным сервисом Яндекс.Вебмастер (http://webmaster.yandex.ru). Это сервис, предоставляющий информацию о том, как индексируются сайты. Он позволяет сообщить Яндексу о новых и удаленных страницах, настроить индексирование сайта и улучшить представление сайта в результатах поиска.

Также можно бесплатно добавить информацию о музее в справочник (http://sprav.yandex.ru) и разместить информацию о музейных событиях на афише (http://afisha.yandex.ru) даже в том случае, если у музея нет сайта. Компания готова принимать информацию в любом виде, даже в текстовых файлах.

Кроме того, в мае каждого года на сайте проходит акция Ночь в музее. В 2011 году за 10 дней существования проекта его посетил миллион человек.

intermuseum2011.ru

Максим Ремезов

Смотрите вверху ссылку "Обо мне"

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.