В Подмосковье обосновались джигиты и амазонки

В продолжение темы, майское интервью:

Автор этих строк всегда неровно дышал по отношению к братьям нашим меньшим, гривастым, вороным и о четырех копытах. Сам был не чужд искусу вломить с места в карьер, пройтись аллюром три креста и на полном скаку поднырнуть под брюхо летящему жеребцу. И когда на глаза совершенно случайно попалось объявление о наборе в “Школу конных каскадеров” в подмосковном Лыткарине, почувствовал, как ностальгически заныло сердце.

DETAIL_PICTURE_587783

Настоящий полковник

В тот день от лица всего казачества мастер-класс джигитовки демонстрировал бывший полковник Ракетных войск, а ныне – вице-президент областной Федерации конного спорта Сергей Калинин.

«Настоящий полковник» творил чудеса: на полном скаку спрыгивал с коня и взлетал обратно; стоя в седле, брал препятствия; на полном скаку половинил шашкой гончарные кринки. Вместе с ним многие упражнения повторяла прекрасная амазонка.

– Сергей Владимирович, сказать, что я изумлен,- не сказать ничего. Признайтесь, как вы докатились до жизни такой? В ваши годы мужчине положено иметь впереди округлый животик, а позади – инфаркт или в лучшем случае одышку…

Во-первых, я сам – родовой казак из станицы Каменской. Во-вторых, всю жизнь на государевой (в смысле – военной) службе. В-третьих, всю жизнь – в спорте. В-четвертых, очень люблю лошадей. Это, наверное, генетическое…

– А что скажет о себе новая амазонка из мегаполиса, прыгающая на полном скаку сквозь огненный обруч?

– Амазонка на самом деле – коренная москвичка Алена Раджабова, двадцати пяти лет. Заниматься джигитовкой начала год назад благодаря мужу Владиславу Кудзаеву, тренеру Центра джигитовки. Работаю в крупной торговой компании, занимаюсь таможенным оформлением грузов, выстраиваю деловые отношения с зарубежными партнерами. Поэтому общаться приходится на нескольких языках. А верховой ездой занимаюсь с детства – так же, как и танцами…

– Действительно, амазонка… А почему именно джигитовка, господа и дамы? Что, просто так сидеть в седле и управлять конской тягой «маловато будет»?

Cергей Калинин: – Маловато. Тот же Наполеон, имевший возможность оценить боевые качества казаков во время похода на Россию, отмечал, что «одним из секретов их сокрушительных атак была именно джигитовка». Это ведь не только и не столько скачка, сколько демонстрация отваги, смелости и ловкости. В свое время она была неотъемлемой частью кавалерийской службы.

495_10402

Назад, в историю!

Вообще-то слово «джигит» – кавказское. Все эти лихие прыжки и кульбиты в седле и вокруг оного казаки заимствовали у своих воинственных соседей?

Алина Раджабова: – Как человек, по роду занятия обязанный исследовать семантику тех или иных слов, замечу, что это некий парадокс истории – именно казаки наполнили это сугубо кавказское слово совершенно иным смыслом. Либо дружа, либо воюя с народами-соседями, они быстро переняли у них самые лихие и эффективные боевые приемы. В итоге джигитовка стала чисто российским явлением, вклад в которое внесли многие народы, вошедшие в состав Российской империи. «Казаки – это самые лучшие легкие войска среди всех существующих,- говорил Наполеон после похода на Россию.- Если бы я имел их в своей армии, я бы покорил с ними весь мир…»

Даже во время Великой Отечественной, когда применение кавалерии было ограничено, столкнувшиеся с казаками немцы буквально галлюцинировали этими «дьяволами на лошадях».

– Но это все – прекрасная история, вызывающая легкую дымку ностальгии. Насколько мне известно, сейчас джигитовка умирает на глазах. И джигиты и амазонки сегодняшнего дня – последние из могикан? …

С. К.: – К сожалению, российская джигитовка действительно ускользает в историю. Но я уверен – ни одно государство не выживет, если не будет хранить свои традиции и память о своих военных победах. Исторически сложилось так, что в России (и не только) все военные события и победы прошлых лет накрепко связаны с лошадью.

А. Р.: – Не только в России. Открытие и освоение целых стран и континентов проходило в седлах. Конница являлась главным родом войск в армии Чингизхана. Американские ковбои и пионеры покоряли свой материк в седлах своих мустангов. Венгры и поляки тоже бережно хранят память о своих гусарах. Кстати, даже слово «гусар» – венгерского происхождения. О России и ее кавалерии вообще можно рассказывать сутками. Но если мы склонны вычеркивать из своей памяти целые исторические пласты, на Западе и в Америке, наоборот, конная индустрия развивается семимильными шагами. Это наглядно демонстрируют различные ковбойские шоу, цирковые выступления с лошадьми, конные состязания – как, например, знаменитый Всемирный конный фестиваль в германском Аахене. В конном мире этот турнир проходит более 100 лет и приравнивается к чемпионату мира и Олимпийским играм.

С. К.: – Кстати, на шоу в Аахене выступали и воспитанники нашей школы. И мастерству наших джигитов и амазонок вдохновенно аплодировала сама госпожа Ангела Меркель, сидящая в первом ряду. Я уж молчу о мощном заряде патриотизма и гордости за свою страну, который получают зрители на всех этих шоу. Американцы, например, последние несколько лет упорно добиваются включения в состав олимпийских конных дисциплин ковбойской выездки – рейнинга, этого сугубо национального вида спорта.

С. К.: – А мы в это же время утрачиваем на глазах конную джигитовку. Дошло до маразма – на различных конных выступлениях на выставках или в цирке при демонстрации приемов казачьей джигитовки всадник рядится в какие-то ковбойские или псевдокавказские костюмы…

Второе рождение

– Сергей Владимирович, откуда есть пошла джигитовка в Подмосковье?

С. К.: – Шесть лет назад в конноспортивном комплексе «Фаворит» под Подольском собралась инициативная группа «последних из могикан» – каскадер Евгений Богородский, директор комплекса Владимир Головатюк, тренер конного полка милиции Андрей Бухаров и я. Вот с этого собрания и начала свой отсчет история возрождения российской джигитовки. Однако все наши наполеоновские планы вряд ли претворились в дело, если бы все эти годы нам совершенно бескорыстно, но чрезвычайно эффективно не помогал президент Федерации конного спорта области Евгений Серёгин. Началось тщательное и кропотливое изучение всех имеющихся архивов, связанных с конным боевым искусством. В Госархиве мы отыскали редкие кадры довоенных времен, где на параде казаки демонстрировали боевые приемы джигитовки. Каждый кадр тогда, помнится, мы смотрели до тех пор, пока глаза не начинали болеть. Потом зачитывали до дыр уставы кавалерии и боевые наставления конницы…

А потом перешли к делу – в 2006 году провели первые соревнования по джигитовке. У нас появились первые чемпионы. В 2006 году абсолютным чемпионом России по джигитовке был признан я. В 2007 и 2009 годах – старший инструктор нашей школы, широко известный в «конноказачьих кругах» самородок Павел Поляков, в 2008 году – наш ученик Петр Ивашков, в 2010-м – Денис Щеглов.

А недавно на базе конноспортивного комплекса в подмосковном Лыткарине создали первую в стране юношескую школу конных каскадеров. Посмотрим, что получится…

– А какой резон, например, современному юноше, продукту большого города, заниматься именно джигитовкой?

А. Р.: – А эти юноши хотят производить впечатление на девчонок или нет?

– Но я полагал, что нынешние девчонки больше клюют на толстые кошельки и «Мерседесы»…

А. Р.: – Девушкам небезынтересна еще и генетика избранника. Если юноша может чуть не лезгинку в седле станцевать, да еще на полном скаку,- значит, в здоровом теле здоровый дух. Значит, и дети от него будут здоровыми… Во-вторых, будучи по-настоящему экстремальным видом спорта, джигитовка оттачивает характер. Работая на коне, ты учишься спокойно смотреть в лицо реальной опасности. В-третьих, джигитовка шлифует фигуру конника лучше любого фитнесклуба или тренажерного зала. При выполнении упражнений на коне у всадника активно работают именно те группы мышц, которые обычно «спят» в нормальной жизни.

В-четвертых, история знает массу примеров, когда человек садился в седло, и со временем все одолевающие его болячки куда-то улетучивались. Нельзя сбрасывать со счетов и богатую эмоциональную палитру, которая вспыхивает не только у зрителей (их от увиденного обычно захлестывает половодье эмоций), но и у самих исполнителей. Даже я, 60-летний пенсионер, каждый раз в процессе исполнения того или иного трюка испытываю захватывающее до ужаса наслаждение. Что же тогда говорить о молодых. При всем при этом джигитовка – cпорт тяжелый, травмоопасный, отнимает много времени, требует жесткой дисциплины, трудолюбия… Здесь надо постоянно преодолевать свой страх, а нередко и боль. И, конечно, надо очень любить лошадей. Настоящий джигит всегда помнит, что именно им он обязан всеми своими успехами.

– А лошади?

С. К.: – А лошади тебе ровным счетом ничего не должны!

495_10403

С седла – в президентский полк

– А насколько реально для молодого джигита связать с этим спортом свою дальнейшую и карьеру?

С. К.: – Все выпускники нашей школы практически автоматически попадают служить в Президентский полк. Неплохой старт для достойной мужской карьеры, не так ли? Во-вторых, никто не мешает наезднику стать профессиональным конным каскадером. Практически все мои парни периодически приглашались для конных съемок в самых разных фильмах. В-третьих, можно самому стать инструктором, как стал в свое время донской самородок Павел Поляков, ныне работающий в Кремлевской школе верховой езды. И, в-четвертых, если у тебя есть продюсерский талант, никто не мешает сделать это своей основной профессией, которая будет тебя кормить.

За мной, каскадеры!

– И все-таки, будущее у этого вида спорта есть?

C. К.: – Начала возрождаться спортивная джигитовка на Дону, в Санкт-Петербурге, некоторых регионах Центральной России. И лучшие каскадеры страны скоро примут участие в чемпионате России по джигитовке, который пройдет у нас, в КСК «Созидатель», с 15 по 17 июля. Приходите, насладитесь этим удивительным зрелищем…

МК.RU

Максим Ремезов

Смотрите вверху ссылку "Обо мне"

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.