Нюансы разработки тестовых заданий для Единого государственного экзамена

Многие эксперты в области качества образования часто сравнивают результаты Единого государственного экзамена с результатами общеизвестных оценочных программ PIRLS, PISA и TIMMS. Стоит отметить, что эксперты в разработке тестовых заданий для Единого государственного экзамена также ориентируются на специфику и методы, принятые в вышеназванных международных сравнительных исследованиях, тем не менее, большинство разработчиков не согласны с мнением экспертов и считают, что разработка тестов в отечественных условиях требует больше содержательного анализа. Такое мнение разработчиков основано на недоверии к процессу составления международных сравнительных оценочных программ. Отечественные разработчики тестов говорят, что за границей принято слишком большую часть заданий согласовывать с общественным мнением и формировать тесты в зависимости от пожеланий населения. Ярким примером может служить случай, когда репетитор по химии в Санкт–Петербурге предложил один из тестов для включения в международный оценочный тест, и данное задание было включено в экзаменационные материалы американских школьников. При этом, отечественные специалисты по созданию тестовых заданий отмечают, что само задание, предложенное отечественным репетитором, не имеет в себе ничего особенного, зато человеку удалось придумать качественное обоснование необходимости включения задачи в тест, благодаря чему он и был принят.

Основными разработчиками тестов для отечественных программ проверки качества знаний являются выпускники курсов программы «Измерения в психологии и образовании», специально организованной при Министерстве образования. Последними тенденциями в отечественной практике разработки тестовых заданий считается подход, позаимствованный у западных коллег, в соответствии с которым будущие задания в государственных экзаменах будут направлены не столько на выявление знаний у человека, проходящего тест, сколько на то, как он умеет этими знаниями пользоваться и насколько умело он их применяет. В будущем составители тестов будут пытаться создать задания таким образом, чтобы ученик мог вписывать свои знания в контексте реальной практики и ситуаций, встречающихся в человеческой жизни.

Одной из важнейших обязанностей выпускников программы и составителей тестовых заданий является работа над исследованиями во всех сферах, так или иначе связанных с измерениями. Такой подход должен стать основополагающей частью прогресса качества в отечественных экзаменационных заданиях.

Добавить комментарий