Айя Ирена

Церковь Святой Ирины (тур.Aya İrini, греч.Αγία Ειρήνη, Аги́а-Ири́на) – одна из самых ранних сохранившихся церквей Константинополя, посвящена “Святому, Божественному миру” (а не святой Ирине), который пришел после многолетней междоусобной войны.

Вопреки распространенному мнению, и при наличии внешней мусульманской символики, никогда не была мечетью.

Церковь расположена в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет в первом внутреннем дворе дворца Топкапы.

Возведена при римском императоре Константине I Великом в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты, и являлась главным храмом города Византий. Притвор церкви выложен мозаикой времен византийского императора Юстиниана (VI в), внутри которого стоит саркофаг с останками Константина.

В 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора. В 532 году, во время городских беспорядков, церковь была сожжена. К 537 году реконструирована императором Юстинианом, став купольной базиликой. Сильно пострадала во время землетрясения в 740 году, после чего, в 753 году была снова сильно реконструирована.

Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило.

На протяжении XV-XVIII веков здание храма использовалось османами в качестве оружейных складов. В 1846 году здесь был открыт Археологический музей, а в 1869 году он был преобразован в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. В 1908 году в здании церкви был открыт Военный музей, просуществовавший до 1978 года.

В наши дни церковь Святой Ирины также в запустении, голуби чувствуют себя здесь хозяивами. Галереи и внутренний двор закрыты для посещения, периодически служит концертным залом для музыкального фестиваля.

Входя внутрь церкви, нужно спуститься вниз на 5 метров. Да, так поднялся культурный слой за 1,5 тысячи лет. Обратите внимание на поразительные, взятые из храма Афродиты, мраморные камни, колонны с капителями и монограммами Юстиниана и Феодоры.

Также обратите внимание на символизм в этой церкви, пережившей эпоху иконоборчества:
символы:
– Три окна символизируют Троицу в христианском мире;
– Синтрон – поднимающиеся амфитеатром сиденья для епископов, символизирует гору Голгофу, где был распят Христос;
– Золотой крест (он же Голгофский крест), выполненный в виде мозаики чёрными контурами по золотому. Крест стоит на трехступенчатом пьедестале, то есть как бы посреди всей земли. Несмотря на кажущуюся простоту, Крест исполнен изумительно: его линии производят впечатление прямых, притом, что поверхность апсиды вогнута.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.