Дом и лавка П.Н.Горюнова

Несколько дней назад, написали с женой "Открытое письмо". Кому? Конечно руководству. :) Кому еще писать-то?
Тема такова: "Бедственное положение культурных памятников", в частности "Дом и лавка П.Н.Горюнова" в Лыткарино.
Предыстория или история …

Семья Горюновых.

По воспоминаниям потомков семьи Горюновых их предки в Лыткарино были одни из самых зажиточных. Об этом свидетельсвует тот факт, что к началу XX века семья имела свой большой дом, пекарню и лавку. По рассказам старшего поколения Горюновых, на старом деревенском кладбище, которое находилось у Никольской церкви в Петровском находился семейный склеп Горюновых.
О достатке в семье свидетельствует и список приданого на 4-х листах, которое давалось за одной из дочерей Горюновых к свадьбе. В перечне приданого записаны: иконы в золотых и серебряных окладах, украшения с бриллиантами и без, мебель из ценных пород дерева, дорогая одежда и множество других ценных вещей.
Не удалось проследить династию Горюновых ранее середины XIX века, определить, чем они занимались, какими промыслами владели. Но наследники особо почитали память одного из предков, имя которого не сохранилось. На бережно хранящейся в семье фотографии изображен бородатый мужчина в темной одежде с орденами (крестами) на груди. Был ли он священник, военный в отставке, установить не удалось. Предполагают, что именно он построил дом в середине XIX века, ставший впоследствии памятником архитектуры.
Известно, что в начале XX века наследником Горюновых был Петр Матвеевич Горюнов, содержавший собственную пекарню и имевший свою торговлю. Сохранились фотографии его родителей и родной сестры Александры с мужем.
Петр Горюнов был женат на Марии Тимофеевне в девичестве Сорокиной (1879-1960). Петр и Мария имели четверых детей: Николая, Варвару, Василия и Константина (1904 г. рожд.). Сохранилась фотография всей семьи.
Петр Горюнов очень любил лошадей, занимался их разведением и имел свой табун. Однажды произошел несчастный случай – лошадь сильно его ударила. От этого удара 28-летний Петр Горюнов скончался, как записано в архивных церковных документах от «водянки». Мария Тимофеевна осталась одна с четырьмя детьми. Младшего сына она отдала «на воспитание» к более богатым родственникам, которые жили в Пушкино под Санкт-Петербургом.
Заботы о семье и семейном бизнесе легли на плечи молодой вдовы. До поры до времени дела у нее шли неплохо.
Примерно в 1914-1916 годах, по рассказам лыткаринских старожилов, усадьба Горюновых была даже своеобразным средоточием общественной и культурной жизни деревни. В день престольного праздника Петра и Павла рядом с ней устанавливали привозимые откуда-то качели. Жители деревни с удовольствием на них катались, а уж радости ребятишек не было предела.
В этот день большой сарай Горюновых превращался в «театр»: здесь монтировалась сцена и устанавливались лавки для зрителей. Деревенская молодежь превращалась в артистов самодеятельного театра: они показывали любительские спектакли из русской классики, пользовавшиеся у односельчан большой популярностью.
В подготовке спектаклей принимала участие и местная интеллигенция – жена управляющего соседним имением Петровское, сестры священника, студент и даже актеры из Малого театра, приезжающие в имение на лето отдыхать. Актеры учили участников постановок гримироваться, держать себя на сцене, а незадолго до премьеры возили их в московские театры посмотреть одноименные пьесы. Оттуда же, из Москвы, в Лыткарино привозили костюмы, грим, парики и прочие театральные атрибуты.
После революции лавка у Горюновых была национализирована и стала общественной. В ней стал торговать назначенный сельским Советом продавец.
Для семьи Горюновых наступили тяжелые времена: закончились сбережения, чтобы прокормить детей Мария Тимофеевна постепенно распродала все ценные вещи. /1/
В 1929 году над семьей нависла новая беда – угроза раскулачивания, так как всем домовладением и имуществом владела одна Мария Тимофеевна. Тогда она решает разделить дом и хозяйство между сыновьями. /3/
Впоследствии старшие сыновья по-своему распорядились наследством, продав свои доли дома чужим людям, и большой дом Горюновых превратился в своего рода «коммуналку». Сама же Мария Тимофеевна остается жить с младшим сыном Константином и его семьей.
Шли годы. Вырос сын Константина – Николай. После службы в армии Николай женился. Для молодой семьи в доме не хватало места, и они обратилась в сельский Совет с просьбой вернуть в распоряжение семьи Горюновых бывшую лавку. Перестроив лавку под жилое помещение стали жить там.
В начале 1990-ых годов всех жильцов дома расселили по городским квартирам.

Дом и лавка Горюновых – памятник.

В середине XIX века Горюновы в центре деревни Лыткарино построили большой новый дом. Видимо, в это же время рядом с ним строится и лавка.
Дата постройки дома и лавки – 1862 год – указана, видимо со слов владельцев, в карточке на домовладение, составленной в 1955 году и хранящейся в архивах лыткаринского БТИ. /5/
Известно, что в 1867 году дом был застрахован, о чем свидетельствовала металлическая табличка, прибитая ранее на здании, а в настоящее время хранящаяся в фондах Лыткаринского историко-краеведческого музея.
Дом был выстроен на высоком полуподвале, сложенном частично из кирпича, частично из песчаника /4/ Под домом находился выложенный из серого лыткаринского песчаника обширный подвал. Высота потолков подвала была выше человеческого роста.
Отдельный вход в средней части дома вел в пекарню, расположенную в цокольном этаже. Посреди пекарни была сложена небольшая печь для выпечки хлебных изделий, вдоль стен стояли столы./1/
Дом состоял из нескольких комнат, одна из которых была расположена на чердаке (светелка). Как указано в паспорте на дом-памятник, «планировка передней части дома, отделенной от задней поперечными сенями, состоит из четырех различных по площади комнат. Планировка задней части дома со временем была сильно изменена. В интерьере сохранились двупольные филенчатые двери.». /4/
Дом отапливался русской печью с лежанкой, украшенной изразцами, сохранившимися до 1955 года. /6/
По воспоминаниям наследников Горюновых, обстановка дома была выдержана в едином стиле: настенные часы, напольное узкое зеркало с тумбой, деревянная спинка дивана были украшены одинаковым резным декором. В правом – «красном» – углу был большой богатый иконостас. На стенах были развешены семейные фотографии и портреты.
Лавка представляла собой одноэтажный сруб-пятистенок. Лавка и дом имели общий большой двор, выложенный булыжником. /4/ Двор был велик: здесь спокойно могла развернуться подвода с лошадью. /1/
Под помещением лавки имелся большой подвал. Особенность его заключалась в том, что и зимой и летом он сохранял постоянную температуру, и продукты хранились здесь круглый год. Для этого зимой на Москве-реке рубили пластами лед, привозили несколько подвод льда и закладывали его в подвал. Летом в подвале было так холодно, что рыбу для покупателей пилили двуручной пилой, так сильно она замерзала! /1/
В лавке можно было купить и мешок муки, и духи в фигурном флаконе. В пекарне Горюновы выпекали вкуснейший хлеб, бублики, баранки, блины, оладьи, которые жители деревни с удовольствием покупали. В лавке был установлен большой самовар, и покупатели могли выпить стакан чая в уютном уголке у окошка./2/
Видимо в начале XX века во дворе между домом и лавкой был сооружен большой деревянный сарай. Это было прямоугольное в плане сооружение, покрытое двухскатной стропильной крышей, опирающейся частично на стены дома и лавки, частично на две стены (южную и западную, рубленные из бревен, перевязанных в «лапу». /4/
С улицы во двор вели широкие двухстворчатые деревянные ворота, обработанные с наружней стороны большими шестигранными филенками. Ворота были сделаны во второй половине XIX века. /4/
В начале XX века передняя часть дома была обшита снаружи тесом, получив новое декоративное оформление. В это же время дом украшается сложной и разнообразной пропильной резьбой. /4/ «Белое кружево наличников, венца и кровельной каймы – все это на голубом фоне напоминает гребешки морской пены. В каждом изгибе узора, любовно вырезанного из дерева, чувствуется тепло рук мастера». /2/ (Приложение 22)
Как считают специалисты, дом Горюновых является «характерным для сельской и провинциальной городской застройки второй половины XIX века примером жилого дома с лавкой, стоящих на одном участке. Жилой дом – одно из немногих зданий в Лыткарино, сохранивших развитое декоративное оформление фасадов.» /4/
Архитекторы-реставраторы ВООПИК в своем заключении по результатам обследования памятника «Дом и лавка Горюнова» в 2004 году пришли к заключению, что «памятник является образцом одной из разновидностей усадебной застройки – сочетание жилого дома с лавкой, характерным для крупных сел и небольших провинциальных городов России второй половины XIX – начала XX веков. В этом качестве представляет историко-архитектурный и этнографический интерес не только для города Лыткарино, но и для всего ближайшего Подмосковья, почти полностью лишившегося исторической застройки в процессе коренных преобразований во второй половине XX столетия.»./7/

Источники:
1.Воспоминания Г.Н. и Л.Н. Горюновых.// Архив ЛИКМ
2.Голубева Н.В. О чем молчит старый дом.//Новый век. – 2004. – №3(8) .
3.Раздел семьи Горюновых. 25 октября 1929. //Архив лыткаринского БТИ.
4.Паспорт на памятник архитектуры «Дом и лавка Горюнова»//ЛИКМ.
5.Карточка на домовладение дома № 102 по Колхозной улице г. Лыткарино. 1955 г. //Архив лыткаринского БТИ.
6.Карточка на основное строение. Домовладение № 102 по Колхозной ул. г.Лыткарино. 1955 г.//Архив лыткаринского БТИ.
7.Шургин И.Н. Заключение по результатам обследования памятника архитектуры местного значения – «Дом и лавка Горюнова» (вторая пол. XIX – нач. XX вв.). в г. Лыткарино, ул. Колхозная, д. 102. 12 июля 2004 г.
8. План участка, расположенного в пос. Лыткарино, ул. Колхозная, дом № 102. 1957 г. //Архив лыткаринского БТИ.

http://www.lytkarino.info/lofiversion/index.php/t3254.html

… это история, а предистория такова …

Судьба дома Петра Горюнова решена

В течение нескольких лет лыткаринские краеведы пытались спасти от разрушения городскую достопримечательность – памятник истории XIX века «Дом и лавка Петра Горюнова». Наша газета следила за развитием событий и неоднократно сообщала читателям о том, как складывается ситуация.

Последняя публикация, посвященная данной теме, была в декабре прошлого года («Исключить из реестра, уничтожить и забыть», № 51). В ней сообщалось о том, что в январе 2007 года директором «Славянского подворья-Л» было направлено письмо в Министерство строительного комплекса и Министерство культуры Московской области с просьбой снять с дома Горюнова статус памятника культуры. И вот решение принято.

В редакцию «ЛВ» из городской Администрации пришло сообщение, в котором говорится о том, что на заседании научно-методического совета по сохранению культурного наследия при Министерстве культуры было принято решение об исключении памятника регионального значения «Дом и лавка П.Н. Горюнова» из реестра объектов культурного наследия. Как сказано в сообщении, «Администрация г.Лыткарино приступила к подготовке материалов по исключению памятника…»

Защитники лыткаринской старины проиграли, но вместе с ними проиграл и город. Знаю, что многие только посмеются над этими словами. Не всем дано понять, что именно такими трогательными старинными уголками, хранящими память былых времен, в городе и создается благоприятная для жизни атмосфера. Старые здания словно излучают некие необъяснимые, но совершенно необходимые флюиды. В них живет душа города, которой нет в безликих новостройках. Именно поэтому во всем мире принято гордиться не только дворцами и парками, но и разными, казалось бы, не столь значимыми мелочами, пережившими века.

Развитие истории вокруг дома Горюнова показало, что подавляющему большинству лыткаринцев нет дела до сохранения памятников далекого прошлого. Да это прошлое, по большому счету, их и не интересует. На такую мысль наводят и результаты последнего нашего опроса для рубрики «Глас народа». Почитайте на странице 8, что отвечают некоторые жители на вопрос о том, с какого времени следует отсчитывать возраст нашего города. Они ни за что не хотят признавать древность Лыткарина. Причем приводят весьма странную аргументацию, вроде той, что Лыткарино, мол, в те стародавние времена было деревней.

Извините, но с маленького поселения начиналось большинство старых городов. Жители Котельников отмечают нынче 385 лет со дня основания своего города, несмотря на то, что городской статус был присвоен этому населенному пункту только недавно. Дело не в статусе, а в отношении к месту, в котором живешь. В Котельниках люди гордятся древностью своего населенного пункта, а в Лыткарине, похоже, собрались иваны, не желающие ничего помнить, готовые отбросить все, что было здесь до них.

Этим летом мне довелось побывать в Старой Руссе, где, помимо множества памятников далекого прошлого – городу 841 год, – находится еще Дом-музей Достоевского. Многие уголки Старой Руссы писатель запечатлел в романе «Братья Карамазовы» – в образе города Скотопригоньевска. И вот какую историю, являющуюся замечательным примером бережного отношения к памяти о прошлом, мне довелось прочитать в местном журнале «Русса-град».

Есть в Старой Руссе один достопримечательный переулок. По Достоевскому именно там, в крапиве и лопушнике, спала Лизавета, когда Федор Карамазов, подстрекаемый ватагой «разгулявшихся господ», совершил свой низкий поступок. Переулок и доныне сохраняется в своем историческом облике. И это неспроста.

Даниил Гранин в повести «Обратный билет» вспоминает, как однажды, в советское время, старорусский градоначальник услышал, как цитируют описание этого места в романе Достоевского: «По обе стороны переулка шел плетень, за которым тянулись огороды прилежащих домов; переулок же выходил на мостик через нашу вонючую и длинную лужу, которую у нас принято называть иногда речкой. У плетня в крапиве и лопушнике усмотрела наша компания спящую Лизавету».

Такое описание, по мнению начальника, позорило город, и он распорядился немедленно привести переулок в порядок – заасфальтировать и искоренить все лопухи. Желание градоначальника понятно, но, узнав об этом, разгневанный директор Дома-музея писателя Георгий Смирнов встал на защиту «исторических лопушков». И нужно отдать должное культурному уровню чиновника: он уяснил, что переулок этот ценен именно в своем первозданном виде. Таким его и сохраняют до сих пор.

Впрочем, едва ли пример с «историческими лопушками» тронет нынешних начальников и всех тех, для кого история началась только с их появлением на свет.

Валентина ЗАРУБИНА, Лыткаринские вести

http://www.lytkarino.info/index.php?showtopic=23626

… а вот и само письмо …

Открытое письмо
Президенту Российской Федерации
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23

Правительству Российской Федерации
103274, Москва, Краснопресненская наб., д. 2, стр. 2

Государственной Думе Российской Федерации
103265, Москва, ул. Моховая, д. 7

Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
109074, Москва, Китайгородский проезд, д. 7

Правительству Московской области
103070, Москва, Старая пл., д. 6

Министерству культуры Московской области
109074, Москва, Славянская пл., д. 2/5

Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области
107031, Москва, Столешников пер., д. 7, стр. 1

Редакции газеты «Лыткаринские вести»
140081, Лыткарино, ул. Ленина, д. 23а

Редакции газеты «Новый Век»
115551, Москва, а/я 88

Партии «Единая Россия»
129110, Москва, Переяславский пер., д. 4

Здравствуйте!

Просим Вас помочь нам, жителям города Лыткарино, посодействовать в сохранении одного из немногих архитектурных памятников нашего города, а именно «Дом и лавка П.Н.Горюнова». В настоящее время на территории нашего города сохранилось три памятника культурного наследия – это мизер для одного из старейших поселений Московской земли. Все они в плачевном состоянии.
Продолжая так относиться к историческому наследию, мы теряем его и, как следствие, теряем будущее. Как нам потом объяснять своим детям, кто мы и откуда?! Потомки нас не поймут! Такое воспитание уже приносит свои плоды – наше поколение и поколение наших детей уже можно назвать сиротами, «духовными нищими»!
В период с 2002 по 2008 год в исторической части Лыткарина был возведен 17-ти этажный дом, во дворе которого и находится памятник. Очевидно «Дом П.Н.Горюнова» мешает обустройству территории вокруг новостройки. В 2006 году уникальный памятник крестьянского быта сгорел, потеряв в огне часть оригинальной резьбы, использованной в оформлении дома, лишившись крыши, выгорела внутренняя часть дома. В таком состоянии он находится и поныне, ремонт не предвидится.
Жители города с уважением относятся к истории своего края, своих предков. Но, к сожалению, их точка зрения по этому вопросу не совпадает с мнением Администрации Лыткарина. О чем свидетельствует бездействие и отказ на просьбы жителей и культурных организаций – сохранить и восстановить «Дом П.Н.Горюнова», сделать там филиал «Лыткаринского историко-краеведческого музея» открытый для жителей и гостей города.
В ближайшем будущем в Министерстве Культуры Московской области, по представлению Администрации Лыткарина, будет рассматриваться вопрос об исключении из реестра памятников культуры «Дома П.Н.Горюнова». После этого решения вероятнее всего дом снесут. Именно этого и добивается наша Администрация? Ей это выгодно? Помогите нам убедить Администрацию в необходимости сохранения и восстановления «Дома П.Н.Горюнова» – прекрасного образца русского деревянного зодчества XIX века.
От имени жителей нашего города просим вас не оставить без внимания наш крик о помощи, поспособствовать сохранить этот памятник. Он нам нужен! Он нужен нашим детям! Нужен как часть истории нашей семьи, наших предков! Нужен как часть истории Лыткарина!

С уважением, семья Ремезовых
15.09.2008
г. Лыткарино

(опубликовано в газете "Лыткаринские вести", №39 (766) от 26 сентября 2008 года)

Вот такие у нас в Лыткарино дела. Жуть!

Максим Ремезов

Смотрите вверху ссылку "Обо мне"

33 thoughts on “Дом и лавка П.Н.Горюнова

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.