Шелапутины

Коснулся информации о Шелапутиных. Пошукал, почитал, удивился. Интересный род оказался, примечательный.

Зачем искал? Дело в том, что один из Шелапутиных – Дмитрий Прокофьевич (1802 + 1855) – владел усадьбой "Петровское", что в Лыткарино теперь. Владел, владел и продал. Сам он был не очень выдающийся, так, обычный купец-старообрядец. Да, как и все, покупал, продавал, развивал свое дело, помогал кому мог, жертвовал на добрые дела. Короче, обычный …

А вот его отец – Прокопий Дмитриевич Шелапутин (1777 + 1828) – московский купец 1 гильдии. С сентября 1812 года по январь 1813 года исполнял должность Московского городского головы. За свое пожертвование «минерального кабинета в пользу Императорской Московской Медико-хирургической Академии и усердного исполнения обязанностей, возложенных на него доверенностью купеческого общества» 30 декабря 1824 года Прокопий Дмитриевич был награжден орденом Святой Анны III степени. Более того, за заслуги, оказанные Отечеству, в 1833 году П.Д.Шелапутин был возведен Высочайшей грамотою в потомственное дворянское достоинство, что стало исключительным случаем для старообрядчества, грамота об этом была вручена сыну – Дмитрию. Герб Шелапутиных внесен в XI часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи (№62). Был похоронен Рогожском кладбище.

180px-Shelaputiny_11-62

В 2008 году был найден памятник-саркофаг на месте упокоения П.Д.Шелапутина. После нескольких лет усердной работы, группа энтузиастов смогла добиться решения об отнесении захоронения и саркофага П.Д.Шелапутина к выявленным объектам культурного наследия в качестве памятника исторического некрополя и включения его в план мероприятий (реставрационных работ) по сохранению объектов культурного наследия.

Еще один, очень известный представитель этого рода, но уже другой ветви – Павел Григорьевич Шелапутин (1846 + 1914) – действительный статский советник, видный общественный деятель и промышленник. Промышленная деятельность Павла Григорьевича началась еще в молодые годы. Он был одним из учредителей товарищества Балашинской мануфактуры, основанного в 18/4 году, состоял председателем правления и директором-распорядителем товарищества. С самого основания товарищества он руководил всем делом и оставил его после своей смерти в блестящем состоянии.

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\~p2b\42-1.jpg

Наряду с этим он вскоре весь отдался общественной деятельности. Сначала он был выбран церковным старостой церкви св.Архидиакона Стефана в Москве, затем старостой церкви села Никольского, в приходе которой находится фабрика Балашинской мануфактуры, и церкви Покрова Богородицы в Филях. Во всех этих храмах вложено им немало своих средств и труда на их благолепие. Затем Павел Григорьевич всецело отдался созиданию целого ряда филантропических и просветительных учреждений, которые строились исключительно на его средства. Так, сначала он выстроил в Москве гинекологический институт врачей имени своей покойной матери; мужскую гимназию, три ремесленных училища в память покойного своего сына Григория; реальное училище имени своего сына Анатолия и педагогический институт, носящий имя самого Павла Григорьевича. Кроме того, он пожертвовал в 1903 году 860 квадратных саженей земли в своем имении в Филях для двухклассного министерского училища имени тайного советника Боголепова. На его же средства устроен один зал в музее императора Александра III. Им же уступлена полоса принадлежащей ему земли на сервитутном праве. Помимо того, Павел Григорьевич своими пожертвованиями занимал видное место в устройстве дома призрения заслуженных престарелых сиделок, служителей и служительниц клиники. Затем он жертвовал значительные суммы Московской глазной лечебнице, немало жертвовал городской Басманной больнице и Алексинской, Тульской губернии, земской больнице. В Покровской лечебнице, которую он также выстроил в имении своем в Филях, за сорокалетнее ее существование воспользовались бесплатными советами и отпусками лекарств более 300 000 больных. В память своего сына Бориса им пожертвовано 500 000 рублей на устройство женской учительской семинарии в Филях, где будут приготовляться учительницы для преподавания в сельских школах наиболее распространенных в русском народе кустарных производств. На фабрике Балашинской мануфактуры Павлом Григорьевичем пожертвовано более 60 000 рублей на постройку дома призрения престарелых рабочих, где содержится 40 стариков, 40 старух и столько же сирот. Им выстроен и пожертвован Братолюбивому обществу дом, в котором находится 53 дешевых квартиры, а также при имении в Филях выстроена богадельня для старух и приют для круглых сирот, исключительно убогих и слепых крестьянского сословия. Педагогическому институту его имени пожертвована им библиотека, содержащая в себе сочинения, представляющие собою большею частью уники. При Александровской гимназии в Ялте Павел Григорьевич выстроил церковь, где состоял старостою. Помимо того, он состоял старостою при Шелапутинской гимназии в Москве. Всех пожертвований на просветительные и благотворительные учреждения родины сделано им на сумму свыше трех миллионов рублей.

564b9f2fb6f1

Павел Григорьевич обладал большими музыкальными дарованиями, был знатоком, любителем и ценителем музыки, учителем его был Гербер. Его полезная деятельность отмечена многими Высочайшими наградами и дарованием потомственного дворянства. Герб этой ветви рода Шелапутиных внесен в Часть XIX Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи (№37).

Кстати …

Романтическая вилла на Аврориной скале мыса Ай-Тодор считается символом Крыма. Профессиональные архитекторы критикуют ее за не вполне канонические пропорции, этнографы за полное отсутствие автохтонных деталей в архитектуре. Но на большинстве крымских путеводителей красуется именно это псевдоготическое сооружение на фоне сугубо неевропейского по краскам и линиям пейзажа – Ласточкино гнездо. Последними владельцами Ласточкиного гнезда были именно Шелапутины. В 1914 году, Шелапутины, просто выручили своего соседа немецкого барона Штейнгеля, который был вынужден срочно продать свою виллу из-за антигерманских настроений в Российской империи. Известно, что незадолго до войны виллу проектировал московский архитектор Шервуд, один из сыновей известного московского скульптора и архитектора, автора проекта Исторического музея, академика Владимира Осиповича Шервуда. В трагические годы Гражданской войны, в крымском имении Шелапутиных в живых остались только несовершеннолетние наследники. Вероятно, управляющий принял решение устроить в Ласточкином гнезде ресторан. Частная вилла и ресторан это совершенно разные сооружения. Так что надо предполагать существенную перестройку здания. Не известно, кто руководил работами, но можно утверждать, что архитектурный облик Ласточкиного гнезда, который стал символом Крыма, сложился уже в период 1918-20 годов.

Шелапутины были богаты настолько, что про их фамилия стала нарицательна, часто ее упоминали в разговорах. Когда речь заходила о дорогой покупке, говорили «Я еще не сделался Шелапутиным!», или, зная о щедрой благотворительности этой семьи: «Ты угостишь меня по шелопутинскому счету».

Вот такой он, род Шелапутиных.

kraevedenie.net
russianfamily.ru
ru.wikipedia.org

Максим Ремезов

Смотрите вверху ссылку "Обо мне"

2 thoughts on “Шелапутины

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.