Предки татар Среднего Поволжья и Приуралья в истории России

Назад

Вперед

500 РУССКИХ ФАМИЛИЙ БУЛГАРО-ТАТАРСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Альфред Хасанович Халиков

ГЛАВА I
ПРЕДКИ ТАТАР СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ В ИСТОРИИ РОССИИ

Татары Среднего Поволжья и Приуралья, в том числе и в особенности казанские татары и их предки, занимают в истории СССР и предшествующих государств важное место, ибо при их непосредственном участии, большей частью протекавшей в форме различных связей с русским народом и его предками, развивалась история России. Эта история в своём развитии прошла несколько этапов:

1. Этап добулгаро-славянский (балтский) — V-VII вв.
2. Этап булгаро-славянский — VIII-ХIII вв.
3. Этап булгаро-ордынский и древнерусский — XIII-ХV вв.
4. Этап казанско-русский — XV-XVI вв.
5. Этап феодально-русский — XVI-ХVIII вв.
6. Этап буржуазно-русский — XVIII-ХХ вв.
7. Двадцатый век.

К сожалению, в науке, как русской, казанско-татарской, так и в советской в целом, эта проблема монографически не рассматривалась, хотя по отдельным периодам и имеются работы, как историков (см. исследования АЛ.Смирнова, Н.Ф.Калинина, Б.Д.Грекова, А.Х.Халикова и др. для 1 и 2 этапов; С.Б.Веселовского, К.В.Базилевича, А.А.Зимина, В.В.Каргалова и др. для 3 этапа; М.Г.Худякова, Н.Ф.Калинина, Ш.Ф.Мухамедьярова, Я.Пеленского, А.Капеллера, Т.Кюрюдзава и др. для 4 этапа; Г.Перетятковича, И.П.Ермолаева, С.Х.Алишева и др. для 5 этапа), так и филологов (см. работы К.Менгеса, Н.А.Баскакова, Н.К.Дмитриева и др.). Интересны книги татарских историков-эмигрантов, живших в Турции — А.Бат-тала, А.Курата, Р.Арата; живущей в США — А.Г.Рорлих и др., особенно активно рассматривавших 4, 5 и 6 этапы.

В настоящей книге мы рассмотрим 4 первых этапа, практически заложившие основы всему развитию славяне (русско) — булгаро-казанских (татарских) взаимоотношений и сыгравших определяющее значение в истории как Булгарии и Казани, так и Руси.

Первый этап относится к дописьменному периоду. На территории Среднего Поволжья и Южного Прикамья работами Н.Ф.Калинина и А.Х.Халикова, В.Ф.Генинга и П.Н.Старостина, П.Д.Степанова, Г.И.Матвеевой и др. выделена существовавшая в V-VII веках археологическая культура, названная именъковской. Эта культура была распространена от р. Суры на западе до р. Белой на востоке, от левобережья Нижней Камы на севере и до Жигулей на юге. Истоки этой культуры, как это установлено исследованиями Г.И.Матвеевой, располагаются на юго-западе, в левобережье Среднего Днепра, где они связаны с культурами зарубенецкого и постзарубенецкого типа, этнически определяемых восточными славянами (П.Н.Третьяков, украинские исследователи) или восточными балтами (В.В.Седов). Я склоняюсь к последнему мнению, что подтверждается наличием восточно-балтских топонимов на именьков-ской территории (гидронимы типа «Свия», » Брыса», » Упа», » Уса» и др.) и определёнными следами восточно-балтского влияния на древнемордовские, древнемарийские, древневенгерские языки (Халиков , 1990). Не позже рубежа VII—VIII веков значительная часть именьковских племён покидает указанный регион, а оставшиеся ассимилируются в местной среде; ушедшие племена перемещаются в Поднепровье, где с VIII века начинает функционировать волынцевская культура древних северян, и, может быть, северо-западнее, где с этого же времени начинает развиваться культура полукочевых пруссов-сембов. Во всех этих образованиях, наряду с местными особенностями, активно выступают и восточные (волго-уральские) элементы.

Этот этап, хотя и не сыграл значительную роль в истории по-волжско — приуральско-славянских взаимоотношений, но вне сомнения отразился в последующих процессах. Так, длительное знакомство именьковцев-прабалтов с лесостепной полосой Поволжья и Приуралья и особенно с населяющими её племенами, в том числе и с уже начинающими проникать тогда в этот регион тюркоязычными племенами — ранними предками болгар, способствовал в дальнейшем установлению тесных контактов волго-уральских народов с Поднепровьем (в Х-ХIII веках) и Прибалтикой (в ХII-ХIX веках). Не исключено, что уже с постименьковцами — восточными балтами-сембами в Прибалтику в VIII веке проникают и какие-то тюркизированные группы племён, которые в последующем, сохраняя свою этнокультурную память, нередко предпринимали попытки обратного выхода на восток, но не далее Новгорода. А также способствовали привлечению в Прибалтику, особенно в восточную, новых групп тюркоязычных выходцев из Поволжья, наиболее активно в ХГУ-начале XV веков (см. сложение литовско-польских татар). Но ещё раньше, около середины XIII .века, из среды потомков этих сембов к Александру Невскому вышли легендарные Гавриил Ратша (предок Сабуровых, Пушкиных и др.) и Гланда Камбыла (предок Шереметьевых, Романовых, Сухово-Кобылиных и др.), участвовавшие в Чудской битве и в предотвращении дальнейшего движения монгол на Северо-Запад (см. конец 2 этапа).

Второй этап проходил на фоне становления первых восточнославянских государств (в первую очередь, Киевской Руси) и Восточно-Булгарского государства на территории лесостепной части Восточной Европы. Несколько опережающее развитие в это время (Х- XI века) испытывала Волжская Булгария, ставшая определяющей экономической и политической силой для обширного региона на границе Европы и Азии, Запада и Востока. Булгария уже в это время подпитывалась культурно-идеологическими и политико-экономическими идеями Ближнего и Среднего Востока, особенно мусульманского ренессанса (Булгария принимает ислам в начале IX века, а отдельные группы населения, например баранджары, ещё в середине VII века), Индии и даже Далекого Китая.

К концу X века Булгария была настолько мусульманизированной, что она даже выступила с инициативой распространения ислама на Руси. Русские летописи по этому поводу сообщают: «В лета 6494 (986). Придоша болгари (к Владимиру) веры бохмиче, глаголюце яко: «Ты князь еси мудр и смыслен, не веси закона; но веруй в закон наш «и поклонися Бохмиту (Магомету)». И речи Володимер: «Како есть вера ваша?» Они же реша: «Веруем богу, а Бохмит учит, глаголя: обрезати уды тайныя, и свинины не ясти, вина не пити, а по смерти же, рече, со жёнами похоть творите блудную. Даст Бохмит комуждо по семидесят жён красных, и сберет едину красну, и всех красоту возложит на едину, та будет ему жена…» Володимир же слушаше их, бе бо сам любя жёны и блужение многое, послушаше сладко. Но се ему бе нелюбо, обрезание удов и не-яденье мяс свиных, а о питии отнюдь река: «На Руси есть веселье питие, не может бес того быти » (ПВЛ, с. 257-258).

Для того, чтобы испытать мусульманскую веру, в 987 году Владимир отправил 10 мудрых и смышлёных мужей к булгарам, сказав: «Идете первые в Болгары, испытайте веры их». Но мусульманская религия не понравилась и послам. Владимир и Киевская Русь в 988-989 гг. приняли христианскую религию и уже в 990 году Владимир предпринял попытку распространить эту религию среди булгар и с этой целью, как пишет Никоновская летопись, послал в Булгарию христианского философа Марка Македонянина: «Философ же иде в Болгары, и много глаголав им слово Божие; они же безумьем своим объюродиша. Он же возвратися к Володимеру в Киев… Того же лета приидоша из Болгар к Владимиру в Киев четыре князя, и просветишася божественным крещением» (ПСРЛ 9, с. 58-59). Это, очевидно, были булгарские князья, недовольные политикой булгарского царя, ведшего Булгарию к централизации. Но с них начался практически первый исход булгар на Русь.

Таким образом, с самого начала своего становления и развития Булгария находилась в тесной связи с возникающими и развивающимися восточно-славянскими государствами: в Х-ХI веках — с Киевской Русью, в ХII-ХIII веках — с Владимиро-Суздальским, Рязанским, Новгородским и другими княжествами (подробнее об этом — Халиков, 1986). Так, мирный договор 985-986 гг., очевидно, был закреплён официально браком Владимира с булгарской принцессой. Как считает немецкий историк Л.Мюллер, «Борис и Глеб были сыновьями русского великого князя Владимира. Они — потомки брака, заключённого Владимиром до крещения с болгарыней — я склонен полагать, со знатной волжской булгаркой; ибо при смерти их отца в 1015 году мы застаём их князьями в удельных княжествах Ростове и Муроме, граничащих с державой волжских булгар. Брак Владимира с булгаркой мог скрепить мирный договор, заключённый в 985 году после его Похода на волжских булгар» (Халиков , 1986, с. 12). С этого времени такие русско-тюркские браки становятся обычной практикой в Отношениях Руси с Булгарией, печенегами, половцами и т.п.

Но параллельно наблюдаются и конфликтные ситуации, возникающие в большинстве случаев из-за славяно-русских походов на Булгарию в конце X века ( события 994, 997 гг.) и особенно активно в XII — начале XIII веков (события 1164, 1172, 1183, 1205, 1220 гг.). В противовес этим походам Булгария укрепляет свои западные границы, свидетельством чего является основание в 1177 году важной булгарской белокаменной крепости Казань (Халиков 1976). Хотя в ХН-начале XIII веков усиливаются взаимоотношения славяно- русских князей с половецким миром, но и в этих условиях определяющими остаются русско-булгарские связи.

Об этом ярко свидетельствует, прежде всего, существование между Булгарией и Русью, как Киевской, так Северо-Восточной и Новгородом, хорошо регламентированных и чётко действовавших торгово-караванных (как водных, так и сухопутных) путей. Один из этих путей — из Булгара в Киев и Из Киева в Булгар — в последние годы исследуется археологами Киева и Казани (Моця, Халиков, 1989). Удалось установить, что этот путь общей протяжённостью более 1500 км караваны проходили за 60 дней, причём 40 из них были в пути, а 20 дней отдыхали или переправлялись через такие крупные реки как Волга (Итиль), Дон, Днепр. По 10 остановочных пунктов было с киевско-русской и булгаро-буртасской сторон. Середина пути приходилась на район Подонья и эта середина так и называлась — «Урта ил» или «Эртил». Булгарская часть пути в западной её стороне проходила, в основном, по землям буртас, которые уже в Х-ХI веках были обулгаризированы, а затем положили начало этносу татар-мишарей. Торгово-караванный путь из Булгара в Киев функционировал не только в домонгольское, но и в золотоордынское. и даже в казанское время. Вместе с другими путями, направленными на Русь и Прибалтику, этот путь открывал дорогу Руси на Восток (как и наоборот).

Говоря об экономических связях, следует особо отметить и то, что Булгария всегда старалась прийти на помощь Руси в самые тяжёлые для неё годы. Так, под 1024 годом русские летописи сообщают о страшном голоде на Руси и добавляют: «Идоша по Волзе все людие в Болгары и привезоша пшеницу и жито, и тако от того жита кормяхуся » (ПСРЛ, 34, с. 62). То, что это не было одноразовым явлением, свидетельствует и более позднее сообщение летописей, зафиксированное В.Н. Татищевым под 1229 годом: «В сие время глад был по всей Руси два года, и множество людей поумирало, а более в Новеграде и Бёлоозере; но болгары, учиня мир, возили жито по Волге и Оке во все грады русские, и продавали, тем великую помочь сделали. Князь же Болгарский прислал в дар великому князю Юрию 30 насадов с жита-ми». Следует .отметить ещё одно важное обстоятельство — это то, что даже в самые тяжелые и напряжённые времена русско-булгарские взаимоотношения не прерывались. Даже в XII веке, когда борьба между булгарскими и северо-русскими князьями, особенно при Андрее Боголюбском, ; достигает апогея, продолжаются культурные, экономические и матримониальные связи. Так, известно, что Андрей был женат на булгарской княжне, у него был сын полубулгарин — полурусский. В Рязани, Суздали, Владимире, Новгороде, Муроме и др.северорусских городах жили булгары — купцы, ремесленники, строители. Их приглашали на поселение, где им давались, » ссуды и пожалование», они участвовали в строительстве нового храма в Юрьеве Польском, подвозили белый камень для строительства храмов «Покрова на Нерли», Владимирских соборов и т.п.

В результате в славяно-русский язык, культуру, экономику, и в терминологию социально-политических отношений проникает значительное число тюрко-булгарских заимствований, что нашло свое яркое выражение в таком наиболее раннем поэтическом произведении как «Слово о полку Игореве «. По мнению многих учёных (см. работы б.В.Бартольда, К.Менгеса, С.Е.Малова, Ф.Корша, НА.Баскакова и др.), тюркоязычные заимствования в этом произведении составляют значительный пласт. Этот пласт включает в себя не только названия местностей (см. реки Каяла, Сула, Итиль, населённые пункты Тмутаракань и др.), но и названия животных и птиц (кречет, гоголь, бусый волк и т.п.), названия языческих богов (Боян, Белее и др.), этнонимы («хунну» — хынове, «угры» — овары, «ольберы» — алперы и т.п.), социально-политическую (Каган, боила, боярин, салтань, кощей и т.п.) и военную (сабля, «харалуг» — сталь, хоругвь, телега, япанча и др.) терминологию. Тогда же в славянорусские языки из булгаро-половец-кой среды вошли и многие слова, связанные с торгово — экономической деятельностью: алтын, арба, барыш, деньга, басма, безмен, товар — товарищ и др. (см. работы Н.К.Дмитриева, И.П.Добродомова, Н.А.Баскакова и др.).

Нельзя не сказать ещё об одной чрезвычайно важной роли булгар и других народов Поволжья в истории не только Руси, но и всей Восточной и Центральной Европы XIII века — это их вклад в отражение монгольского нашествия. Впервые встретившись с монголами в 1223 году и тогда же дав им сокрушительный отпор, булгары в течение более 50 лет (1223-1278 гг.) отчаянно сопротивлялись монгольским или, как их было принято называть с XVIII века, монголо-татарским полчищам. Неоднократные восстания, вспыхивавшие в тылу монгольских войск в 1238- 1241 гг., принудили Батыя не только приостановить, но и прекратить наступление на Центральную и далее на Западную Европу. В 1242 году Батый был вынужден почти со всем своим войском возвратиться на Волгу и здесь на 4 года (1242-1246) основать свою ставку в самом неспокойном месте завоёванных земель — в центре Булгарии. Отчаянное сопротивление Булгарии, длившееся до 1278 г., явилось первопричиной того, что Русь и русские земли- не вошли в состав Орды. В этом отношении можно сказать, что Булгария спасла Русь от уничтожения ( подробнее об этом см.: Халиков , 1984).

Но и Русь, по мере возможности, оказывала содействие булгарам в их борьбе с монголами. Все русские летописи под 1236 годом единодушно и с сожалением пишут: «Придоша от восточной страны в Болгарьскую землю безбож-нии Татаре, и взяша славный Великий город Болгарьский, и избиша оружьем от старца и до унаго и до сущаго младенца, и взяша товара множество, а город их ‘пожгоша огнем, и всю землю их плениша». Тогда часть булгар бежала на Русь, прежде всего, в северовосточные русские княжества и в Новгород. В.Н.Татищев, используя не дошедшие до нас сведения, писал, что «того же году от пленения татарского многие Болгары избегши, пришли в Русь и просили, чтобы им дать место. Князь вел. Юрий вёльма рад сему был и повелел развести их по городам около Волги и в другие». Очевидно, тогда и появились села с булгарскими выходцами около Костромы (затем эти места становятся обычным местом выхода из тюркоязычной среды Поволжья), и ещё выше по Волге. В связи с этим интересно замечание С.Б.Ве-селовского (1974, с. 44) об образовании в Новоторжской земле под Тверью Болгарской волости или губы, жители которой затем выходили с фамилиями Булгариных, Булгарских и т.п. Интересна также и история фамилии Зубовых, записанная в ОГДР (II, с. 25; IV, с. 4), где говорится, что Зубовы происходят от Амрагата — наместника во Владимире, принявшего крещение в 1237 году. Прозвище «Амрагата» является искажённым от Амир Гата, т.е. арабо-мусульманского (булгарского) «правитель милостью божьей» (Гафуров, 1987, с. 125, 128). Так как город Владимир был взят монголами лишь в феврале 1238 года, то Амир Гата едва ли был монгольским наместником; скорее, это был один из булгарских царевичей (эмир Гата), принятый владимирским князем. Об этом свиетельст-вует и его титул «эмир «, что было весьма свойственно для титула булгарских царей.

Уходили от монгол не только булгары, но и обулгаризированные буртасы — предки мишар. В связи с этим интересны сведения о генеалогии рода Беклешевых (ОГДР, IV, с. 80), где говорится о том, что основополагателем рода был Беклеш — сын Мухаммеда Булгарина, распространявшего в ХII-ХIII веках ислам в Мещере, а затем принявшего христианство (ИРРД, I, с. 206).

Уход (бегство) булгарских феодалов несвязанных с ними людей продолжался и позднее, в 1238-1242 годы, когда шла тотальная война монгол с Булгарией. Но этот выход уже осуществлялся в западные пределы Руси, в новгородские земли, которые — благодаря разумной политике новгородского князя Александра Юрьевича, тогда же названного Александром Невским, — избежали печальной участи монгольского нашествия. В родословиях таких знаменитых русских фамилий, как Долгово-Сабуровы, Матюшкины, Голенищевы-Кутузовы, Шереметьевы, Мусины-Пушкины, Огарёвы и др. (см. вторую часть настоящей книги) отмечается выход к Александру Невскому ряда тюркоязычных феодалов и даже участие некоторых из них в Невской битве: Атуна мурзы Андановича, Арбаута — Ал-павыта, Кутлумамета Огара Мурзы, легендарных Радши (из немцев) и Гланда Камбала (из Пруссии) и др. Последние, как уже отмечалось выше, скорее всего, были выходцы из прусской (балто-тюркской) — среды.

В 1257-1278 гг. при первых, золотоордынских ханах Берке (1255 — 1266) и особенно Менгу-Тимуре (1266-1280), когда окончательно завершилось завоевание монголами и ордынцами Булгарии, происходит ещё несколько булгаро-тюркских исходов на Русь. Так, при Берке-хане из Булгарии, может быть, из древней Казани, уходит на Русь легендарный Чура-батыр, от которых пошёл род князей Чюриковых. В 1277 — 1278 гг. монголы при активном содействии ростовского князя Федора Чёрного (Черемного) подавляют последнее восстание булгар, в результате чего около 30 булгарских городов, в том числе и Казань, были отданы на откуп этому князю. К этому времени относится приход на Русь и Литву булгаро-казанских феодалов, продолжившие затем знаменитые русские княжеско-боярские роды Шаховских, Теглевых, Державиных, Толбузиных и др. В эти же годы (1278) ордынский князь Бахмет (Махмуд-Мухаммед) Усейнов сын Ширинский завоевал мещерские (мишарские) земли обул-гаризированных буртас. В результате этого, очевидно, на Руси оказались феодалы, заложившие основу рода князей Мещерских, Бахметьевых и др.

Таким образом, следует полагать, что уже на булгарском этапе начинает складываться основа государства, которое через несколько столетий будет называться Россией, и того народа, который будет называться русским народом. Но в этих процессах несомненна роль не только древнерусских княжеств и славяно-русских племён, но и Волжской Булгарии и булгарского народа, ещё в ХII-ХIII веках заложившего основу будущих татар Среднего Поволжья и Приуралья.

Третий (ордынско-булгарский) этап, длился почти до конца XIV века. В это время Булгария, оказавшаяся под монгольским игом, была разделена на два улуса: Булгарский и Мукшинский. Оба улуса, особенно Булгарский, становятся в 80-90-е годы XIII века экономически развитыми областями Золотой Орды. Будучи активными и традиционными в экономических связях с Русью, булгары и в. это время пытаются сохранить свое присутствие на Руси, что иногда выливается в форму откупа сбора ордынской дани — баскачество. Так, в 1283-84 гг. два брата бесермянина (булгары-мусульмане) откупили такое право в Курско-Липовецкой земле. Вполне вероятно, что тогда на Руси появились фамилии Баскаковых, Берсеневых, Чеглоковых и др.

Уже к рубежу XIII-XIV веков в Золотой Орде происходят значительные этно-культурные изменения. В 80-е годы XIII века Берке-хан и другие золотоордынские феодалы принимают мусульманскую религию. Экономически и культурно более развитые булгары и близкие им обулгаризированные буртасы, ещё в домонгольское время сблизившиеся с кипчако-половцами, распространяют свою культуру и язык на ордынцев. В 40-х годах XIV века ал-Омари писал: «В древности это государство (территория Золотой Орды, нередко называвшаяся Большой Ордой — А.Х.) было страною кипчаков, но когда ими завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (монгол), и все они стали точно кипчаки, как будто они одного рода, от того, что монголы поселились в земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их.» Это обстоятельство должно быть учтено при оценке тюркоязычного выхода на Русь в XIV- XVI веках. Хотя в значительной степени, особенно в ХIV-ХV веках, он отмечается обычно как выход из Орды, но среди выходцев, очевидно, преобладали уже булгаро-кипчакизированные группы населения. В 30-40 годы XIV века при хане Узбеке (1312-1342 гг.) Золотая Орда достигает апогея в политическом и экономическом развитии. В условиях усиливавшейся централизации ордынской власти в(это время из Орды и Булгарии на Русь, где тогда (1325-1340 гг.) великим князем был Иван Калита («кальта» — булг.тюркск. » мешок, кошелёк»), ушли тюркоязычные феодалы, из среды которых затем появились и развились такие известные фамилии русских бояр и дворян как Вельяминовы, Аксаковы, Адашевы, Кудашевы, Тенишевы (Сафаргалиев 1960, с. 95), Годуновы, Мосоловы, Мамоновы, Давлетовы, Тарбаевы и др. Они были связаны своим происхождением с такими тюркоязы-ными родами как князья (мурзы— по С.М.Соловьеву) «Чет» — «Чета» — «Четти» (корень династии Вельяминовых-Годуновых), Аливтей Шигильдеев, Эмир Давлет, -мирза Аксак, Тарбей и др.

В конце XIII века и в первой половине XIV века русские князья в своих междуусобных войнах часто обращаются за поддержкой к ордынским феодалам и- те нередко приходят со своими войсками для поддержки того или иного князя — то московского, то рязанского, то тверского. Становится обычным и женитьба русских князей на родственницах ордынских ханов. Так, за князем ростовским и белоозерским Глебом Васильевичем была замужем дочь Сартака, в христианстве названная Федорой; в 1317 году князь Юрий Данилович Московский взял в жёны сестру Узбек-хана и т.д. При всех этих событиях на Русь уходила и тюркоязычная челядь этой знати. Выход тюркоязычных феодалов к русским князьям усиливается после победы князя московского Дмитрия Ивановича (Донского) в 1380 году над Мамаем. Почти сразу после этого к Дмитрию Донскому уходят весьма знатные ордынцы, тесно связанные с булгарами и казанцами, а также с предками татар-мишарей: Ослан (Арслан)- мурза — предок Адашевых, Загоскиных, Павловых, Ртищевых и др.; Исахар- мурза (свояк Мамая) — предок Загряжских и других; мурза Мансур — основатель рода Мансуровых, Мосоловых и др.

Из этих выходцев начинает складываться особое служивое сословие, основа будущего российского дворянства. Наиболее активно эти процессы идут в восточных и южных окраинных княжествах, особенно в Рязанском. Так, ещё в 1371 году к рязанским князьям уходят видные ордынские феодалы, судя по титулатуре — эмиры, очевидно, связанные с Булгарией и Наручадским княжеством: Солохмир (Солых-эмир) — предок Апраксиных, Хитровых, Крюковых и др.; эмир Шай (Шах) — предок Булгаковых, Голицыных, Измайловых, Татищевых. Несколько позднее, к рубежу ХГУ-ХУ веков, относится выход к рязанским князьям Ольгу и Фёдору предков Батуриных, Петрово-Солововых, Леонтьевых и др., мурзы Батура, Кара-Бия, Кичи-Бия и др. О связи многих из них с Булгарией и Наручадским (Наровчатско-Мухшинским) княжеством свидетельствует сообщение о том, что в начале XV века к Федору Ольговичу Рязанскому вышло на службу из Наручада (Наровчата) около 2000 людей во главе с Салтанеичем Трегубом, в составе которых были предки Племянниковых, Молвянниковых и др.

В последней четверти XIV века Орда приходит в упадок, и всё большую автономию, а затем и самостоятельность, начинают приобретать бывшие булгарские земли. Земли обулгаризированных буртас, предков татар-мишарей, в конце XIV века, особенно после основания на Суре в 1372 году русской крепости Курмыш, попадают под русский протекторат. Население булгарского улуса к рубежу XIV —XV веков перемещается на север и северо-запад, где всё большее значение приобретают Казань и Казанское княжество, активно продолжившие булгарские традиции, о чём свидетельствует и название Казани в это время — «Булгар аль-Джадид», т.е. Булгар Новый. Русь, освобождаясь от Орды, набирает экономические и политические силы и одновременно начинает обращать всё большее внимание на Восток. Так закладывается основа восточной политики Руси. На рубеже XIV-XV веков она выступает в форме новгородско- ушкуйнических походов на пермские и уральские земли, традиционно связанные с Булгаром и Казанью. Но на пути этого движения активно выступает Казанское княжество, а затем и Казанское ханство.

В конце ХIII-ХIV веков определяется ещё одно направление тюркоязычного исхода на запад, но не на Русь, а ещё западнее — в Литовско-Польское княжество, занимавшее земли от Поднепровья до Прибалтики. Так, около 1300 года в Польское княжество уходит со своей челядью внук хана Ногая из дома Берке Каракисяк, которому выделяются земли в Краковском воеводстве. При Гедимине (1305 — 1341 гг.) тюрко-язычные выходцы из Орды приглашались официально в польско-литовское войско. Особенно увеличивается выход тюркоязычного населения в Литву в конце XIV века в связи с продолжающимся распадом Золотой Орды. Так, в 1380-е годы в Литву уходит сын Мамая Мансур Кият со значительным войском, осреди которого находились предки последующих достаточно известных российских фамилий — Глинские, Балакиревы, Булгаковы, Бердяевы и др. В 1396-1399 годах хан Тохтамыш, неоднократно разбитый Тимуром, нашёл убежище у великого князя литовского Витовта (1392 — 1430 гг.), а вместе с ним и его войско в 30 тыс. человек, ушедших в Литву (им были выделены земли под Тракаем) со своими семьями. Позднее эти воины вместе с ог-ланами (уланами) другого ордынского выходца Джелал ад-Дина участвовали в битве 1410 года при Грюнвальде. Об этих выходцах писал и сам Витовт:. «К нам прибыло бесчисленное количество татар…, которые устали от войны… и просят дружественного приюта с нашей стороны.» Как сообщают источники, к концу правления Витовта (30-е годы XV века) только в Литве было до 40 тыс. воинов-татар, не считая членов их семейств, а к середине XVI века «численность татарского населения в Польше и Литве увеличилось до 200 тыс. человек» (Сафаргалиев 1960, с. 234-235). Впоследствии, после присоединения Польско-Литовского государства к России, из этой среды вышли многие видные российские фамилии: Адамовичи, Барановские, Беляковы, Келдыши, Гоголи, Тухачевские, Якубовские и др.

В середине XV века оформляется Казанское ханство, во главе которого, хотя и встаёт ордынская знать, но в основе населения, его культуры, социально-политического строя и экономики лежат местные булгаро-казанские традиции. Так начинается четвёртый, или казанско-русский, этап. Казань и Казанское государство, которое едва ли можно называть ханством, ибо собственное население (как и русские источники ХУ-ХУ1 веков) называло его и правителей царством и царями («патшалык», «патша» — от персидского «падишах»), пытались вести с Русью (Московским государством) относительно мирную политику. Но Русь, в это время активно идущая по пути централизации и стремящаяся к расширению своей территории, заняла по отношению к Казани враждебную политику. Эта позиция была прежде всего связана с тем, что Казань и Казанское государство прочно перекрывали экспансионистские устремления Руси на Восток. Поэтому Московское государство активно штурмует в ХV-ХVI веках Казань и Казанские земли, постоянно выступая по отношению к Казани как агрессор. Так, с 1461 по 1552 годы Русь организовала на Казань и Казанские земли более 25 военных походов и нападений, причем часто завершавшихся взятием Казани и её разрушением ( события 1461, 1468 — 4 похода, 1469, 1470, 1478, 1487, 1496, 1501, 1506, 1508, 1520, 1523, 1524, 1530, 1536, 1544, 1547 — 1552 гг.). Многие из этих походов были весьма массированными, хорошо организованными и всегда нацеленными на Казань, тогда как казанцы за это время совершили на Русь всего 8 походов, причем ни разу на Москву или другие крупные города, а, в основном, на северные земли, граничившие с Казанскими землями, — на Кичменгу (1468), Вятку (1478), Кострому (1478, 1536, 1537, 1548 гг.) и на Нижний Новгород (1505). Таким образом, Казань активно сдерживала устремления Руси на Восток и тому обстоятельству, что вплоть до конца XVI века Русь не смогла выйти в Сибирь, ведущая роль принадлежала Казани.

В ответ мы наблюдаем всё большее ужесточение русской администрации и духовенства, нашедшее отражение в идеологических построениях не только русской царской администрации, духовенства, но и выразителей интересов дворянства и служилого сословия Ивана Пересветова и боярства Андрея Курбского, которые призывали, что — несмотря на то, что Казанская земля «угодная и в дружбе была» — необходимо «до конца выгубить воинство басурманское и царство оное себе покорить и усмирить земли на века». Одновременно широкое распространение получают идеологические попытки объявить Казань «дщерью Орды «, а Казанское государство — осколком Орды.

В аннексионной борьбе Московской Руси против Казани и в её политике движения на Восток ей активно помогала и часть казанских феодалов, связанные с ними мишарские феодалы, как и феодалы буферных русско-татарских городов типа Касимова, Темникова и др. Как отмечено выше, ещё в XVI веке в Московской Руси начинает складываться институт дворянства, так называемые служилые люди, в том числе и из выходцев из тюркоязычной среды. Так, уже в середине XV века, если не раньше, на Оке начинает формироваться вокруг г.Темникова (Тумень — тысячный) Темниковское княжество, где сидели вассальные Москве князья Седиахмет, Адаш, Кугуш, Кудеш, Еникей, Акчура. Это были самые верные слуги русского царя, они участвовали в походах на Казань в 1506, 1523 — 1524, 1552 гг., за что неоднократно отмечались землями и другими привилегиями. Известны имена и других служилых Темниковских людей: Тювея Асбердинова и его сыновей Тениша, Кудеша и Иессея, которым были пожалованы земли в 1535 году; в районе Кадома на Мокше находились земли служилых князей Януша, Будиша, служилых Агеева, Агишева, Айтуганова, Акбулатова, Байтер-кова, Досаева, Еникеева, Кармышева, Терегулова и др. Из их среды затем вышли многие знаменитые русские и татарские фамилии: Еникеевы, Акчурины, Те-регуловы, Адашевы, Агеевы и др. А в XIV веке на Оке начинает оформляться центр расселения служилых татар — Городец (с 1367 г.), который после передачи этого города сыну Улу-Мухаммеда Касиму стал именоваться Касимовым. В XV веке и в первой половине XVI века в Касимове и его окрестностях оседают отпрыски казанских, ордынских, крымских, астраханских ханов: Данияр, Нур-Даулет, Сатылган, Алахияр, Бикбулат, Сайбулат, Шах-Али и др., среди которых наиболее верноподданным Руси был Шах-Али, четыре раза сидевший на Казанском престоле и неоднократно изгоняемый оттуда. С ним в Касимов возвращались и казанцы: Уразлы, Канбар, Нур-Али и др. В 1551 году Шах-Али взял в жёны последнюю казанскую царицу, легендарную Сююмбике, его другом был и последний казанский царь Едигер, пленённый Иваном Грозным и принявший в крещении имя Семеона.

Следует сказать, что на Руси и подчинённых ей землях в ХV-ХVI веках выделяются и другие города, отданные на кормление ордынцам и казанцам. К таким можно отнести и Звенигород, Талдом, Яхрому, отданные в 1449 году Якубу и Касиму — сыновьям Улу-Мухаммеда, а в 1493 году будущему казанскому царю Абдул-Летифу, который позднее, в 1517. году, выгнанный из Казани, получил на кормление Каширу. Северные города — Белоозерье, Вологда, Кострома и др. — нередко служили местом ссылок опальных казанских царей, князей, служилых людей (например, ссылка Али (Ильхама) в Вологду, Фатима в Каргополь и др.). Потомки Али-Ильхама, между прочим, были в родстве С такими видными российскими князьями, как Мстиславские, Шуйские, Вельские.

Всё это свидетельствует о том, что Московская Русь в ХV-ХVI веках активно использует казанцев и близких им мишарей в своей внутренней и внешней политике. В значительной степени на их основе формируется российское служилое сословие, т.е. дворянство, среди которого мы находим большое число (около 300) фамилий тюркского происхождения: Адашевы, Дашковы, Еникеевы, Мамоновы, Турчаниновы, Салтыковы, Кушелевы, Касимовы, Якубовы и многие другие.

Тогда же многие из них, ещё хорошо знавшие не только русский, но и свои тюркские языки, активно используются на русской дипломатической и военно-фискальной службе. В значительной степени из их среды формируется раннее российское чиновничество — дьяки и подьячие: Акишевы, Агишевы, Амиревы, Араповы, Асмановы, Арцыбашевы, Ахматовы, Байбаковы, Бахтияровы, Бурыашевы и многие другие. Многие из них были российскими послами в ХV-ХVI веках: Беклемишевы — послы в Крым (1474-1475), Карачаровы (Кара — Чура) — послы в Италию (1499 г.), Бахтияровы — послы в Польшу, Литву (1549 г.); Шерефетдиновы — послы в Польшу, Данию, Стокгольм; Агишевы — послы в Англик), Голландию, Крым, Турцию; Бухаровы и Шараповы — послы в Персию и т.п.

Особенно усиливается приток казанцев в Москву перед взятием Казани. Так, в 1547 г.из Казани прибыло служить в Москву 76 человек князей. К 1551 году в Москве было уже до 500 князей и мурз с родственниками, ушедшими из Казани в разное время. В этом же году вместе с Сююмбике и Шах-Али ушло 70 князей и мурз, а несколько позднее ещё 84 князя и мурз (Перетяткович 1877, с. 129, прим. 2).

Как отмечалось выше, перешедшие на службу московскому государю тюркоязычные феодалы и их челядь были активной силой в войне против Казани. Так, известно, что в 150-тысячном войске Ивана IV, осаждавшего Казань в 1552 году, около трети были пришедшие с бывшим царем Шах-Али, князьями Еникеевыми, Тенишевыми и др., темниковские, касимовские и Казанские феодалы и их подчинённые, среди которых особенно выделялся казанский мурза, князь Камай. После взятия Казани многим их них были выделены угодья в завоёванных землях, остававшиеся за ними в случае их крещения. Ряд из них участвовали как официальные чиновники в разделе казанских земель. Так, дьяк Мурзин в 1576-77 годах был оценщиком земли в Казанском уезде, Амиревы и Апраксины — дозорными дворцовых земель там же. И позднее, при восточной экспансии, они продолжали свою деятельность как чиновники: Атарские были дьяками в 1632-1650 гг. в Мангазее и Тобольске, Кайсаровы в 1622-1626 гг. — в Перми и Соли Великом и т.п. Особенно активно эти процессы фиксируются в Писцовых книгах Казанского уезда 1602-1603 гг. (подготовлены к печати безвременно скончавшимся Р.Н.Степановым и опубликованы в 1978 году издательством Казанского университета, но этот период уже выходит за пределы нашего исследования).

Многие тюркоязычные феодалы, купцы, ремесленники, в том числе выходцы из Казани, в XV-XVI веках оседали в Москве и других крупных городах. В XV-XVI веках в Москве, Нижнем Новгороде, Рязани и др. местах известно проживание таких фамилий как Кильдюшевы, Апаковы, Чурилины, Табеевы, Малкины, Ибрагимовы и др. В результате в этих городах складывается тюркоязычное население со своими слободами и улицами: Татарские, Ордынские, Балчуг (от тюркск. «балшик»,» балчык»), Арбат (от арабо-тюрк-ского «Рабат») и др. В это же время русский язык ещё более обогащается тюркоязычными еловами. Всего же языковеды выделяют в русском языке около пяти сотен болгаро-татарских заимствований (см. работы Н.К.Дмитриева, Е.Н.Шиповой, Н.А.Баскакова и др.), охватывающие лексику производственно-общественных отношений, деловой письменности и дипломатики, социальной терминологии, одежды и обуви, бытовых понятий, названия животных и растений и т.п. Без преувеличения можно сказать, что богатство русского и других восточно- славянских языков, как и их своеобразие, во многом определяется указанными включениями.

Многолетняя русско-казанская борьба из-за ассимиляционной активности русских феодалов и не без помощи тюркоязычных феодалов завершилась во второй половине XVI .века победой русской стороны. Несмотря на долгое сопротивление (вплоть до 1580-х годов), Московская Русь одержала важнейшую для себя победу и началось её бурное шествие на Восток, Юг и Запад, Приведшее в XVIII веке к созданию Российской империи.

В заключение замечу, что Волжская Булгария, Золотая Орда и Казанское государство сдерживали не только движение Московской Руси на Восток, но и её развитие по экстенсивному пути хозяйственной жизни. С падением Казани, а затем и Астрахани, Руси и русским открылись беспредельные просторы Сибири и Северной Азии, а затем и Приморья с огромными, казавшимися неисчерпаемыми природными ресурсами. В результате образующаяся Россия вступает на путь прочного и длительного экстенсивного развития, продолжающегося и до наших дней и создавшего те огромные трудности, которые не были преодолены ни реформами Петра I и Екатерины II, ни революциями. В том числе и в 1917 г.

Назад

Вперед





Один комментарий к записи “Предки татар Среднего Поволжья и Приуралья в истории России”

  1. Руслан написал:

    500 РУССКИХ ФАМИЛИЙ БУЛГАРО-ТАТАРСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯАльфред Хасанович Халиков
    Это национальная черта многих татар, врать как можно больше и наглее, авось чему нибудь и кто нибудь поверит.
    Особенно умилило «татарское» слово безмен.   Оказывается Халиков не только Русскогоо языка путно не знает, но и в татарском  ни бельмес.  

    О каком Булгарском царстве и Булгарских предках татар он вещает постоянно ?  Для повышения квалификаци, прочёл бы для начала Казанский летописец ПСРЛ т.19, где чётко говориться что Казанская земля и Болгарская всегда были вотчиной Великих князей Русских. Вначале Киевских, потом Владимирских, потом Московских. То есть обычным Русским княжеством подчинённым Главному Великому князю. Для понятия, царю Русскому.

    [Ответить]

Оставьте комментарий

 

Одним кликом