Встречь солнцу

Ноя 21

Краеведение – один из краеугольных камней «познания России», говорил Дмитрий Иванович Менделеев. Споры, возникавшие на протяжении всего XX века по поводу этого исключительно русского понятия и явления, не утихают и ныне. Суть споров ясна. Оппоненты пытаются заглушить то, что называется патриотизмом, составной частью которого является краеведение, или (что мне ближе) родиноведение. Могут ли спокойно относиться к проявлениям народного интереса и любви к прошлому Отечества представители набирающей силу тенденции космополитизма? Видимо, считающие, что понятие «провинция» произошло от слова «провинность»? Никогда!

Фонд «Возрождение Тобольска»

Краеведение – всегда краелюбие. Историк и краевед Сигурд Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Добавлю от себя: в этом-то и главный смысл всех книг альманаха «Тобольск и вся Сибирь», издаваемого фондом «Возрождение Тобольска» с 2003 года.

Первый в истории отечественного книгопечатания монументальный проект Всесибирского историко-культурного, литературно-краеведческого, научно-художественного издания – альманах «Тобольск и вся Сибирь», посвященный великой исторической эпопее освоения и преобразования гигантского региона Евразийского континента, простирающегося от Уральских гор до берегов Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до монгольских степей и Китая, уже насчитывает 14 выпусков. Вышли из печати номера, посвященные Тобольску, Сургуту, Томску, Тюмени, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, Омску, Красноярску, Иркутску, Камчатке, Барнаулу, Нарыму. Издан тематический номер к 300-летию учреждения Сибирской губернии. Назову также «Югру» и «Лукоморье». Буквально на днях вышла книга альманаха, посвященная Сибирскому казачьему войску.

Главным редактором первых десяти книг стал замечательный писатель, секретарь правления Союза писателей России Юрий Михайлович Лощиц. В настоящее время таковым является член Союза писателей России Юрий Петрович Перминов (г. Омск).

Идея создания всесибирского альманаха созрела в недрах широко известного альманаха «Памятники Отечества». То, что делала его редакция, замечательно, но номера альманаха были посвящены в основном европейской части России. Поэтому я решил сделать выпуск о Тобольске в популярной краеведческой серии «Вся Россия» этого альманаха. В 2002 году вышел двухтомник «Первая столица Сибири» и «Тобольская антология». После этого появилась идея — а не замахнуться ли на нечто, подобное «Памятникам Отечества», но уже конкретно о Сибири. Тогда-то меня познакомили с Юрием Лощицем – именно ради проекта. Мы сразу поняли друг друга, Юрий Михайлович ухватился за идею, поскольку и сам имеет прямое отношение к Сибири. А главным художником стал Александр Быков.

«Тобольск и вся Сибирь»: начало

Первая книга альманаха, посвященная Тобольску, ключевая в нашей работе. Она определила построение и художественное оформление последующих выпусков, задала тональность общему повествованию. Красноречивы названия разделов альманаха: «Напутственное», «Сибирский изборник», «Трибуна», «Путевые записки», «Ученый совет», «Галерея», «Малый эпос», «Как это было», «Вернисаж», «Письма», «Гипотезы. Наблюдения», «Святая Русь», «Малый эпос».

Название альманаха «Тобольск и вся Сибирь» знаменательно, ибо Тобольск, единственный из сибирских городов, не только назывался (пусть и неофициально) столицей, но и являлся таковым первое время. Когда наш фонд приступил к изданию альманаха, нигде: по всему пространству от Урала до Тихого океана – не возникло сомнений или вопросов, почему именно Тобольск, а не Тюмень первый за Уралом русский город, предположим. Тобольск среди восьмерки больших сибирских городов выглядит этаким Коньком-Горбунком, который очень удобен для того, чтобы совершать достаточно длительные путешествия по пространствам Сибири. К тому же Тобольск в последнее время, особенно после посещения его Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, который сказал, что Тобольск является, по сути, третьей духовной столицей России после Москвы и Петербурга, снова набирает вес.

Тобольск – это и место, где провел часть своей сибирской ссылки Аввакум, где многие годы жил Юрий Крижанич, это родина Петра Ершова с его «Коньком-Горбунком», родина Менделеева, композитора Алябьева, в общем, немало городов, в которых можно найти связанные с ними великие имена, но в Тобольске это достаточно емко сконцентрировано. Первый сибирский журнал издавался в Тобольске, здесь основан первый музей – таких первых культурных начинаний Сибири было в нашем городе немало.

Название «Тобольск и вся Сибирь» утвердил выдающийся писатель современности Валентин Распутин. И в этом было возрождение и возвращение ко всему тому, что, по большому счету, никогда не менялось в отношении к Тобольску, всей Сибири. Сибири, в которой, как было осознано при работе над очередными изданиями нашего альманаха, чего нет, так это провинции в традиционном ее снисходительном восприятии как окраины, захолустья… Здесь везде свой центр: в тайге ли, в тундре. Уникальный, неповторимый. И еще, как говорил Дмитрий Менделеев: «Человек опытный всегда отличит сибиряка». Именно по его отнюдь не окраинному чувству человеческого достоинства, пониманию своего места и значения. В жизни, в её времени и пространстве, рядом с другим таким же сибирским человеком. И не сибирским. Из какой угодно не близкой столицы. С общением на равных. Не подавляя и не подстраиваясь. Когда каждый человек становится отдельным особенным центром. Со своим домом, селом, городом…

Во вступительном слове к первому номеру альманаха Валентин Распутин говорил, что Сибирь сегодня далеко не та, какой была в Петровскую эпоху при князе Гагарине, ее роль в государстве Российском стократно усилилась. Но изучена и обследована сегодня Сибирь так, что о месторождениях золота и алмазов, нефти и газа мы знаем значительно больше, чем о «месторождениях» великих людей и великих духовных и нравственных подвигов, о старых городах и добрых традициях. Далее Валентин Григорьевич указал на то, что в этом смысле Сибирь сегодня представляет удельные княжества. Поэтому одна из главных задач нашего издания – воссоединение исторического и культурного пространства Сибири. На самом деле, куда ни приедешь – Красноярск, Омск, Томск, Новосибирск, Тюмень – все живут сами по себе, каждый город считает себя столицей. Забыли историю… Постепенно тихий и раздумчивый поначалу голос писателя наполняется страстью: «Доколе же будет продолжаться, что мы, земляки, дети одного края, с гордостью и любовью носящие имя сибиряка, уткнувшись в удельные свои заботы, не сойдемся в общем радетельстве о своей земле, как это было в последние десятилетия XIX века, когда народившееся культурное сибирское общество чрезвычайно деятельно и плодотворно принялось за духовное преображение края…»

Сибирская губерния

Знаковой книгой альманаха стал том, посвященный 300-летию учреждения Сибирской губернии, который во многом дополнил предыдущие выпуски. Эта книга ведет нас по двум дорогам. Первая – государева. В Указе Петра I от 18 декабря 1708 года названы девятнадцать зауральских городов – от Тобольска до Якутска и одиннадцать «поморских» – от Вятки до Соликамска, тоже отнесённых к Сибирской губернии. Вторая дорога легла к легендарному Беловодью, где по свидетельству «самовидца инока Марка», якобы побывавшего там, «татьбы и воровства и прочих противных закону не бывает; светского суда не имеют; управляют народы и всех людей народные власти». Словом, царство мира, порядка, справедливости и богатства. «Бог наполняет сие место».

Писатель Александр Родионов расшифровывает «путешественник», то есть маршрут инока Марка из Москвы в некое Опоньское государство, на пути к которому находится Беловодье, так: «Выбернум деревня» – это Барнаул, «Избенск» – это Бийск, «деревня Умоменская» – это Уймон, что стоит на Катуни под овеянной легендами всех народов горой Белухой».
Однако, если вспомнить, что народная мечта о справедливом Беловодье, лежащем где-то за Камнем, связана не только с Алтаем, но и со всем Зауральем, то станет ясно, что эта земля и есть Сибирь.

Материалы этой книги альманаха удачно дополняют и расширяют панораму Сибири, созданную предшествующими выпусками, связывают её города и регионы новыми именами, событиями и художественными нитями. О судьбе знамени Ермака рассказывает омский историк Владимир Шулдяков. Профессор НГУ Александр Бронников возвращает нас к истории освоения Зауралья от Тобольска до Якутска. По историческим ступеням Тобольского кремля ведет музейный работник из Ханты-Мансийска Надежда Сухорукова. По Тобольскому Завальному мемориальному кладбищу – Анастасия и Марина Софроновы, студентка исторического факультета и кандидат искусствоведения. Творческие работы представили московские фотохудожники Ирина Стин и Анатолий Фирсов. Своё обращение к читателям под названием «Душа России» они заканчивают вопросом: «Кто-то сказал: «Русским хорошо, потому что они живут в истории и природе». Не повернуть ли нам туда?». Да и многие другие публикации альманаха, такие разные и такие взаимосвязанные, отличаются от многих современных изданий тем, что «живут в истории и природе», сохраняя национальные традицию и культуру, чистый язык и полнокровный художественный образ.

Итоги и планы

К концу 2011 года выйдет пятнадцатый номер альманаха, а до этого были «Нарым», «Камчатка», «Барнаул», «Сибирское казачье войско», в перспективе – «Русская Америка», «Новокузнецк», «Бийск, «Тара», «Горный Алтай», «Енисейск», «Ялуторовск», «Ишим», «Байкал», «Чукотка», «Новосибирск», «Якутск», «Колымский край»… Так что объединение совершается. И здесь вновь вспомню слова Валентина Григорьевича: «Это не что иное, как объединение расшатанной Сибири в один родственный и духовный узел. Как сибирское купечество в 1887 году пришло на помощь отставленному от прежней могущественной службы и теряющему свое звучание Тобольску, так теперь воспрявший духом Тобольск взялся собирать сибирские земли в одно историческое Отечество».

Работаем мы и по так называемым тематическим номерам. Например, номер по сибирскому казачеству «выстрелил» благодаря омскому историку Владимиру Шулдякову. Для меня это была неожиданная тема, но я сразу понял, что номер может стать украшением всей серии. В планах сделать номера по сибирским рекам, и стараниями Юрия Перминова и Сергея Филатова (Бийск) уже составлена книга альманаха, посвященная Оби. Началась работа над книгой, посвященной Транссибу. Ну и, кончено, мы не могли не обойти своим вниманием великую дату – 70-летие разгрома под Москвой гитлеровских полчищ, в котором решающую роль сыграли сибирские соединения: из печати выходит (впервые) двухтомник альманаха по этой теме – «Сибиряки в битве за Москву», составленный его главным редактором Ю. П. Перминовым при участии Ю. В. Трофимова из Омска и С. В. Филатова из Бийска (замечу, что книги альманаха печатаются итальянской фирмой «График» в городе Верона).

Таким образом, как писал Валентин Курбатов о нашем альманахе, у нас складывается определенная культурно-историческая, родиноведческая энциклопедия. Эти книги возрождают историческую память сибиряков, воспитывают в поколении ныне живущих ответственность за сбережение огромного культурного наследия, доставшегося современникам от славных предков.

Альманах не только «собирает сибирские земли в одно историческое Отечество» — вокруг него объединятся люди государственного склада ума, учёные, писатели, художники, предприниматели…

Слава Богу, нашлись в Сибири люди, понимающие обидную ситуацию, суть которой проста и очевидна – мы, сибиряки, плохо знаем друг друга, а это сигнал к тому, что утрачивается сознание единородства на одной земле. Те, кто поддерживает издание альманаха, понимают, что с выходом каждого тома происходит срастание разрываемого пространства Сибири и совершается срастание времен ее исторического бытия. Кстати, собираясь переиздавать «Сибирскую летопись», я подумал о том, что в предисловии следует обязательно отметить, что первый тираж ее в конце XIX века был издан на средства купца Андрея Зоста из Санкт-Петербурга. Чем занимался этот купец, неизвестно, но литературный памятник сохранил имя мецената в веках. Это начинают понимать и наши современники.

Трудно упрекнуть сибиряка в пластичности позвоночника – не больно-то он горазд кланяться. Сибиряка поклониться может заставить только чувство братско-единоземельной отзывчивости, так что не устаю приносить свой благодарно-искренний поклон тем землякам, для которых слова: «Сибирь – судьба едина» не пустой звук.
Главное – вокруг альманах происходит объединение сибирской интеллигенции, на которую мы, русские предприниматели, опираемся. Более пятисот авторов(!): писатели, художники, реставраторы, этнографы, историки, фотографы, искусствоведы, экономисты, представители органов государственной власти. Именно Сибирь богата на интеллигентов. Еду в Новокузнецк – там меня два дня водят по музеям, запасникам умнейшие, образованнейшие люди, кровно чувствующие и любящие родину; еду в Петропавловск-Камчатский — меня приглашают на встречу с местными прозаиками, поэтами, и мы несколько часов общаемся, не уставая. Еду в Нарым – Богом забытое место – и возвращаюсь с совершенно сказочными впечатлениями. А как там люди чтят свой поселок, его историю, как оберегают родовое корни!

Работать на будущее

Альманах работает и на будущие поколения. Как сказал Валентин Курбатов, «уже и остановиться нельзя, пока не обнимет живая история весь край сибирский, пока не утолит и нашего голода». Мы должны соответствовать своей Сибири. Тянуться, порой и на сверхусилиях. Работать на возрождение и возрастание. В Тобольске и всей Сибири. И всей России. В любом доставшемся для жизни месте.

Географически и содержательно альманах движется с Запада на Восток, от Уральского хребта до Берингова пролива, Камчатки, Владивостока – «встречь солнцу», как в разные века шли первопроходцы Сибири…

Краеведение изначально в изучении отечественной истории. И было бы непростительно не посвятить часть доклада одной из ярких судеб Тобольска – автору «Хорографической…», «Служебной…», «Чертежной книги Сибири» и других фундаментальных трудов, просветителю, географу, архитектору и писателю в одном лице, тобольскому казаку, удостоенному чина сына боярского, Семену Ремезову. Известно, что первые записанные предания и летописи были посвящены преимущественно явлениям местной истории. Сведения локальных источников позднее позволили историкам представить широкую картину русской жизни. С середины XVIII века исторические обобщения В. Н. Татищева, князя Щербатова соседствовали с сочинениями по «местнографии». В начале XIX столетия грандиозный труд Карамзина «История государства Российского» уже основывался на обширной документальной базе, в том числе на исторических документах «Вивлиофики», издаваемых учеными кружка Новикова, и исследованиях регионального уровня, таких как работа Е. А. Болховитинова (будущего митрополита Киевского Евгения), описывающая историю Воронежского края.

Но первым среди этих выдающихся имен назову все-таки Семена Ульяновича, чьи труды смело можно считать общенациональными, учитывая значение Сибири для России. Первый труд Семена Ремезова «История Сибирская» – несомненно, центральное произведение его творческой биографии, созданное в результате увлеченного изучения сибирских летописей, собирания русских и татарских легенд, преданий и сказаний… В 1699 – 1701 гг. Ремезовым была составлена всемирно известная «Чертежная книга» – ценнейший историко-географический памятник, фактически возвращенный отечественной истории фондом «Возрождение Тобольска». Уникальный атлас, содержащий «городовые» чертежи 18 сибирских городов… Равно как «Служебная чертежная книга», работа над которой растянулась до 1730 года.

А сегодня имею честь представить еще один, реализованный фондом «Возрождение Тобольска» проект – переизданный первый русский атлас Сибири, составленный Ремезовым – «Хорографическую чертежную книгу», которая стала поворотным пунктом в истории развития русской географии и положила начало новому периоду ее развития.

Заключение

…Понимать и уважать прошлое – долг и обязанность нынешнего поколения сибиряков, потомков старожилов и переселенцев XVII – XX веков. Очевидно, что многие беды последнего времени происходили вследствие забвения исконных традиций, поругания исторических святынь, определенных, пусть и консервативных устоев жизни, безоглядной тяги к ценностям и религиозным учениям Запада.

Все мы – дети Родины, все – единое целое с теми, кто был прежде в глубине времен, кто живет ныне, и с теми, кто грядет еще только в мир. Родиноведение – в первичной основе и культуры и мироощущения человека, хотя большинство людей этого не осознают и, как правило, об этом не задумываются. Ощущение связи времен, уважение к памяти предков являются показателем нравственности человека.

«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество». Осмыслить сказанное Николаем Карамзиным под силу любому современнику.

Аркадий ЕЛФИМОВ





Оставьте комментарий

 

Одним кликом