Сибирская эпопея атамана Ермака

Мар 7

Начало

Бой у Ермаковой перекопи
Вернувшись из походов до Усть-Шиштамака на Иртыше и к Агитскому городку на Вагае, отряд Ермака расположился в устье Вагая. Что же произошло дальше? В ряде энциклопедий, справочников и учебников сказано, что в ночь на 6 августа 1585 года Кучум неожиданно напал на отряд Ермака и уничтожил его. Атаман пытался переплыть Вагай, но его подвела тяжелая кольчуга, и он утонул. Однако официальные источники не всегда основываются на фактических обстоятельствах. В данном случае все было совершенно по-другому.
Численность отряда к началу сентября 1585 года составляла около 280 человек (с учетом потерь при взятии Епанчина городка и боя в устье Ишима). До начала ледостава необходимо было собрать ясак и привести к присяге татарские волости, находившиеся в Нижнем Приишимье, разыскать караван бухарских купцов (теперь уже с целью продажи или обмена собранного ясака). Кроме того, необходимо было забрать добычу, взятую после боя у Епанчиных юрт и закопанную в ямы рядом с Ермаковой перекопью между городками Епанчин и Шамша. С этим заданием к Ермаковой перекопи и отправился отряд из 50 человек.
Расстояние от устья Вагая до Ермаковой перекопи составляет около 28 километров. К концу дня казаки выкопали и перенесли пожитки в струги и расположились на ночевку. Они были совершенно уверены в своей безопасности, зная, что на остров можно попасть только вплавь, поскольку он омывался с одной стороны Иртышом, а с другой стороны была расположена старица с высокими илистыми берегами и вязким дном. Однако Кучум знал о том, что казаки закопали на острове в ямах добычу, а потому устроил в этом месте засаду. В Кунгурской летописи сказано, что через русло старицы «Кучум сделал брод широкий, как если бы в три или четыре телеги ехать, в одном месте камнями и песком засыпал плотно, но кто ни попадет, утонет».
Некоторые исследователи утверждают, что Кучум застал казаков спящими без охраны. Это не так. Охрана была, но что она могла сделать против массированной атаки, организованной Кучумом через тайный брод? Неприятель имел численное преимущество. Казаки, отбиваясь, бросились к стругам. По рассказам тобольских татар, внесенным в Есиповскую и Ремезовскую повести, в этом бою погибли все казаки, в том числе и атаман.
Речка крутая и очень топкая
Некоторые историки утверждают, что кровопролитный бой состоялся в устье реки Вагай, а не рядом с Ермаковой перекопью. О том, что это не так, свидетельствуют несколько обстоятельств:
– Кучум мог устроить засаду только в том месте, где, как он полагал, отряд обязательно станет лагерем. А таким местом являлся берег старицы, где казаки 6 августа закопали добычу, взятую в Епанчиных юртах;
– со стороны казаков в бою участвовал не весь отряд, а лишь 50 человек, как об этом сказано в Ремезовской и Есиповской повестях, которые, в свою очередь, основываются на рассказах сибирцев, участвовавших в этом бою на стороне Кучума;
– через 7 или 8 дней под Епанчиными юртами всплыло тело казака в полном вооружении, на него было надето две кольчуги. Согласно судебно-медицинским данным это вполне возможно. Однако если бы бой состоялся в устье Вагая, то телу пришлось бы проплыть до Епанчиных юрт более 40 километров, минуя 6 излучин на Иртыше, а это, утверждают судебные медики, практически невозможно. Но так как бой произошел у Ермаковой перекопи, то все является логичным: тело было обнаружено у первой излучины, рядом с Епанчиными юртами на седьмой или восьмой день после битвы.
– в Кунгурской летописи о засаде Кучума сказано так: «стояли в прикрытии за речкой в трех верстах или меньше, в темном суземье, при речке крутой и топкой очень. По ней Кучум учинил брод широкий…». В переводе со старорусского языка «суземье» – это леси-
стые земли в незаселенных местах. В Сибири около тридцати речек имеют название Крутая, практически все они так названы из-за крутых берегов. Топкими называют речки на Урале, все они имеют непроходимые берега и нетвердое дно.
Следовательно в летописи речь идет о речке с крутыми и илистыми берегами и нетвердым дном. В большинстве случаев таким свойством обладают старицы. Брод казаки устроили как раз через старицу Иртыша, которая была соединена рвом (перекопью) с основным руслом.
Как «опознали» Ермака
По легендам на утро после боя Кучум дал команду отыскать среди погибших Ермака, однако тело его так и не было найдено. Но в реке у Епанчиных юрт всплыло тело казака в дорогих панцирях (кольчуге), якобы подаренных самим русским царем. Внук князя Бегиша предположил, что это и есть Ермак. Дей-ствительно, в те времена кольчуги были дороги, и носить их могли по представлению людей того времени только очень богатые воины, а уж два панциря одновременно мог надеть только хан или военный командир высокого звания. На самом деле вряд ли кто-то из сибирцев смог бы отличить Ермака от любого другого русского воина (даже если бы несколько раз видел атамана). Примет у него было немного – курчавая борода, черные волосы. Отличить одного русского казака от другого для местных жителей практически было невозможно, так же как и европейцу трудно различать лица монголоидного типа.
Таким образом, основным признаком, по которому в погибшем опознали Ермака, стало наличие двух богатых панцирей. Но, во-первых, нет никаких реальных доказательств того, что царь дарил Ермаку панцири.
Во-вторых, даже если бы он преподнес ему такой подарок, откуда жители Епанчиных юрт могли знать об этом? Более того, как они могли догадаться, что тело одето именно в царские кольчуги?
В-третьих, один из панцирей принадлежал крупному мужчине ростом около 190 сантиметров (панцирь был длиной в 2 аршина, т.е. не менее 1 м 35 см). Как позже выяснилось, второй панцирь вначале принадлежал князю Петру Ивановичу Шуйскому, погибшему в Ливонской войне. Но статус атамана Ермака Тимофеевича не позволял ему носить кольчугу с чужого плеча. Конечно, рядовому казаку тоже не по карману было иметь столь дорогие доспехи. Но к концу похода целый ряд казаков был небеден.
В-четвертых, судя по миниатюрам, которые содержит Кунгурская летопись, Ермак всегда был одет в кафтан, нет ни одного рисунка, где он изображен в кольчуге.
По всем приметам тело принадлежало одному из казачьих командиров, пятидесятнику или есаулу. Какое он носил имя? Возможно, одно из тех, что указаны со слов участников походов в Синодике Ермаковым казакам.
Следы казаков в Приишимье
В тот же день, когда тело казака было найдено, его положили на лабаз, а во все окрестные городки были посланы послы с известием. Согласно татарской легенде, изложенной в Ремезовской повести, тело пролежало на лабазе 6 недель до первого дня ноября. В этом не было ничего удивительного, так как события происходили в октябре и ноябре, когда нередко устанавливается устойчивая низкая температура.
В течение 6 недель сибирцы ждали, что объявится или не объявится атаман Ермак. Однако Ермак не давал о себе знать. В силу этого у сибирцев окончательно утвердилось мнение, что на лабазе лежит тело самого Ермака. И как сказано в «Истории Сибирской»: «И назвали его богом, и погребли по своему обычаю на Баишевском кладбище под кудрявою сосною. А панцири его разделили пополам: один отдали в дар Белогорскому идолу, а взял его князь Алач…; второй отдали Кайдаулу мурзе (вассалу князя Бегиша – прим. авт.). Кафтан же его взял Сейдяк царь, а пояс с саблей дали Караче. И собрали абызом на поминки 30 быков, 10 баранов, и начали гадать по своему обычаю, и, поминая, говорили: «Если бы ты жив был, поставили бы себе царем, а то видим тебя умершим, незабвенного русского князя».
Из описания этого обряда можно сделать вывод, что во главе Сибирского ханства к тому времени стал Сейдяк царь, законный престолонаследник на Сибирское ханство. Однако это было не совсем так. Сейдяк в силу своей молодости и слабости характера не смог объединить остальные княжества вокруг себя, он стал править только небольшим Сибирским княжеством, менее могущественным, чем соседние вогульские и татарские княжества.
Из этого же описания следует, что среди разделивших снаряжение казака не было хана Кучума. Ему было не до этого: в его владения в Среднем Приишимье двигалась оставшаяся часть отряда Ермака. Практически повторилась история 1582 года. Казакам вновь пришлось идти на городок Кучума, но теперь уже на Ишиме, находившемся на 590 километре от устья реки на мысу рядом с современной деревней Рагозино. Холм, на котором находился Кучумов городок, впоследствии получил название Кучумова гора. Отряду надо было постараться прибыть к Кучум-горе до ледостава.
Сохранилась легенда, что именно в этом месте Ермак разбил хана Кучума. Но эту легенду считали за сказку, так как по официальной версии Ермак не был в этих местах, а поражение Кучуму нанес на Иртыше.
В результате археологиче-ских исследований на Кучумовой горе было установлено, что городище располагалось на мысе реки Ишим, имело две площадки, защищенные рвом и валом. Городище было уничтожено в результате сильного пожара. Считается, что оно могло погибнуть в 1591 году, когда сибирский воевода Кольцов Массальский организовал поход против хана Кучума. Однако на самом деле этот бой состоялся у озера Чиликуль (Чигирим).
После того как отряд Ермака разгромил ставку Кучума на Ишиме, хан длительное время не смел нападать на сибирские городки и юрты.
Зиму 1585-86 года Ермак провел на Приишимье. Необходимо было привести Приишимские волости к присяге, дождаться купеческого каравана из Бухары и не допустить к нему Кучума.
Как впоследствии сложилась судьба Ермака и казаков его отряда, однозначного ответа пока нет. Возможно, весь отряд или какая-то его часть остались в Нижнем и Среднем Приишимье. Местные пастбищные земли принадлежали ранее Кучуму, и кроме него никто не мог предъявить на них права.
О том, что ермаковы казаки могли остаться в Пришимье, говорят следующие факты.
К середине XVII века на Ишиме сохранилась заимка, носившая русское название Орлово городище (о нем писал Ульян Ремезов, отец Семена Ремезова, в челобитной на имя тобольского воеводы Петра Ивановича Годунова). Название заимки перекликается с Орловым городком на реке Чусовой, где формировался отряд Ермака до начала похода в Сибирь. Кроме того, на Тенисе, притоке Ишима, сохранилось старинное село Ермаки. Следовательно, сибирская эпопея отряда Ермака не закончилась боем на Ермаковой перекопи. Но это тема уже другого расследования.
От Москвы до Сибири
Судьба остальных действующих лиц этой истории сложилась по-разному. Отряд казаков, оставшихся в Искере под предводительством Матвея Мещеряка и Ивана Глухова, прибыл в Москву, пройдя иной дорогой, чем двигался ему навстречу Иван Мансуров. Ко двору казаков не приняли, дав понять, что они в опале. По некоторым свидетельствам Матвей Мещеряк вновь вернулся в Сибирь и погиб, когда вместе с Тобольским воеводой Чулковым брал в плен татарских ханов. По другой версии, которая звучит более правдоподобно и подтверждается некоторыми документами, он ушел в казачью республику на Урал. Там защищал границы Российского государства от нападения ногайцев, а затем, вступив в конфликт с правительством, был казнен.
Некоторые казаки из отряда Ермака прожили довольно долго, перешагнув рубеж в 90 лет. Один из ветеранов Сибирского похода Гаврила Иванов получил должность атамана тюменских конных казаков, когда ему было уже за 80. Впрочем, в то время казаки иногда приписывали возраст для солидности.
Князь Сейдяк в силу недостаточной крепости своего характера не смог вернуть себе всю полноту власти, которой обладали его дядя и отец, Сибирское ханство превратилось в маленькое удельное княжество. В 1587 году был образован Тобольск. Некоторое время власть в Искере удерживал Сейдяк, а в Тобольске – воевода Чулков. Они друг другу препятствий не строили. Осенью 1587 при не совсем однозначных обстоятельствах князь Сейдяк и находившиеся с ним мурза Карача и казахский царевич были пленены и отправлены в Москву.
Как только царские войска вошли в Сибирь, права Сторгановых оказались урезанными. С 1586 года сборы в их пользу прекратились, они пошли в государеву казну. Всесильная власть промышленников за Уралом закончилась, а сами Строгановы попали в немилость.
В начале ХVII века Петр I направил экспедицию на территорию Знаменского района. По одной из версий в ее задачу входил поиск тела атамана Ермака.
Возможно, уже в скором времени появится новая информация о судьбе Ермака.

МК.Ру (Омск)





Один комментарий к записи “Сибирская эпопея атамана Ермака”

  1. Sergeu Berus написал:

     Нападение Хана Кучума на казаков и смерть Ермака произошло в ночь с пятого на шестое августа 1584 года. Дальше в Тобольской летописи описывается, что мертвое тело Ермака было найдено 13 августа возле Татарской деревни Епанчинские Юрты, которая находится возле Абалака , в верх по Иртышу. Некий татарин по имени Яниш ловил в том месте рыбу и увидел шатающиеся на воде человеческие ноги и решил выловить из воды мертвое тело. По лицу и одежде он понял, что это был русский человек и так как он слышал о не давнем ночном сражении и видя на мертвом дорогие «панцыри» решил, что это человек не простой. Он побежал и сообщил в деревне о своей страшной находке. Дальше описывается легенда о необычных «чудесах» связанных со смертью Ермака. « Как жители той деревни сошлись, которым не безызвестно было, что Ермак получил от царя два изрядных панцыря в подарок, то рассуждали они по сему знаку не без основания, что то не иное есть как Ермаково тело. Некоторый Мурза именем Каидул хотел с него снять панцыри; то будто тот час потекло изо рту и из носу у мертвого много крови, как у живого человека. И это привело всех татар в немалое удивление. Отправили они немедленно во все окрестности своих вестников, что бы народ собрался для смотрения мертвого тела нетленного, над которым  многую Ермаком пролитую Татарскую кровь отмстить можно. Для исполнения этого намерения положили они нагое тело на рундук и каждый к то оному подходил или проходил мимо пускал в него стрелу, от чего из ран всегда будто текла свежая кровь. На последок пришел и сам Хан Кучум со всеми знатными Татарскими Мурзами, что бы над мертвым телом учинить свое отмщение.» Как пишут в летописи, это продолжалось в течении шести недель « многие татаре и между ими так же был князь Сайдак будто часто во сне явления видели, которыми им приказано было, что бы они мертвое тело погребли. Некоторые из них ума лишились. И понеже тем довольно доказано, что заключается нечто божеское, то начали они сожалеть, что над телом такое суровство производили, и тужили, только со смертью Ермака избрали его Ханом». |tobolzk.ru

    [Ответить]

Оставьте комментарий

 

Одним кликом