Наука в гравюре: иглой и ножом

Сен 18

Способ исполнения гравюры, изобретённый школьной учительницей Людмилой Беляковой из поволжской деревни, заинтриговал учёных. Один из физиков, посетивший её выставку в Британии, заявил, что художница владеет инструментом на микронном уровне. В московском Доме-музее А.П. Чехова на Садовой-Кудринской 13 сентября открылась выставка работ Беляковой, где корреспондент STRF.ru узнала много интересного о необычном искусстве с научным секретом.

Выставка представляет собой ретроспективу работ художницы, начиная с 1960 года и по сей день, на самых разных пластинах из цветных металлов – стали, меди, латуни, серебра, бронзы, золота. Чтобы понять, насколько необычно это искусство, стоит взглянуть хотя бы на одну из работ. Например, переливающийся светом и множеством оттенков триптих «Три времени года», который содержит в себе загадку: «четвёртое время года» ускользает от взгляда зрителя и появляется вновь в зависимости от угла обзора. Ни один обычный фотоаппарат не способен уловить такое сияние цветов и похожий на голограмму эффект. При этом цветного изображения художница добивается без применения красок. Рисует она обычным ножом-резаком, иглами, используя чёрную сажу и совсем немного химических компонентов. Инструмент Белякова держит под определённым углом к плоскости, что и обеспечивает поразительное разнообразие цветовых оттенков. Готовые картины Людмила долгое время обрабатывала изобретённым ею лаком, но недавно заменила его на немецкий паркетный лак.

Кстати, профессиональный оптик-лазерщик Фёдор Карпушко, посетивший выставку Беляковой в Великобритании, оставил заметку о её работах: «Потрясающее владение инструментом на уровне микронного разрешения».

Бессменный директор «Российской беляковской моногравюры» – искусствовед Сергей Ремизов. Он нашёл Людмилу 18 лет назад, в 1995 году, – в глухой деревне на Волге, где она жила вместе с семьёй и преподавала в школе русский язык и литературу. Он прицельно искал её почти два года, после того как к нему в руки нечаянно попала её гравюра.

Его товарищ однажды помог женщине, которая чуть не упала с лестницы на волгоградском вокзале, собрать рассыпавшиеся вещи. И после этой встречи обнаружил у себя в кармане небольшую, круглую, как зеркальце, цветную гравюру, завёрнутую в тряпку. Он подумал, что случайно сунул её себе в карман, когда помогал женщине, и попросил Сергея, работавшего тогда директором Ассоциации деятелей изобразительного искусства Поволжья, отыскать то ли художницу, то ли владелицу гравюры, чтобы вернуть ей необыкновенную работу. Долгие поиски увенчались успехом лишь потому, что разговор Сергея с коллегой подслушал шофёр, живший в одной деревне и на одной улице с Людмилой.

«Пока мы не встретились с ней, мы не знали, что она не пользуется красками, – вспоминает Сергей. – Когда я к ней приехал, у неё весь дом был в этих работах».

Ремизов обнаружил около полутора тысяч картин Людмилы Беляковой, которые она сделала за 30 лет работы, но по разным причинам боялась показывать, поэтому о её талантах знали только в её в родной деревне.

Сергею пришлось ещё два года уговаривать Людмилу сделать первую выставку, потому что она говорила: «Мне это не нужно, это головная боль, у меня море работы и дети». Но в конце концов художница согласилась. Сегодня её выставки ездят по всему миру. Работы Беляковой приобрели музеи Волгограда, Саратова, Астрахани, немецкого Эрфурта, израильских городов.

Творческая история Людмилы Беляковой тоже весьма необычна. У неё нет специального художественного образования. Желание освоить гравюру возникло у неё много лет назад, когда она прочла статью московского художника-металлиста Владимира Яроля – в журнале вроде «Науки и техники» или «Техники молодёжи». Ей захотелось попробовать себя, и она отправила Яролю через редакцию огромное письмо, после которого он пригласил её к себе в гости.

Полтора месяца она училась у него технике графики, гравюры, резьбы по металлу, но ей не понравилось, как он работает. Его картины казались ей красивыми, но были для неё всего лишь графикой – а ей хотелось цветных гравюр, и она начала разрабатывать свою методику. Рассказывают, что однажды она оставила экспериментальную медную пластинку на ночь на рабочем столе и только утром обнаружила эффект, который тогда долго искала.

Несколько лет назад Белякова собиралась предать огласке все тонкости своего ремесла, но Сергей Ремизов, по его собственному признанию, строго запретил ей. Возможно, когда-нибудь будет создана и школа беляковской моногравюры, но сегодня это исключительно семейная мастерская. Её единственные ученики и последователи – это её дети, и они хранят технологию в строжайшем секрете. На выставке в Доме-музее А.П. Чехова их работы не представлены, но, если верить Ремизову, каждый из них уже имеет свой неповторимый, как отпечатки пальцев, стиль исполнения гравюры.

Впрочем, до того, как методика Беляковой была признана профессионалами, ей пришлось пройти немало испытаний. Первое время она создавала свои произведения на металлической рухляди, которую находила на свалках, – подносах, тарелках, чайниках и прочей утвари, отслужившей свой век. Но однажды профессиональные художники посмеялись над ней, сказав, что она делает картины «на всякой ерунде». Это её сильно оскорбило, и она проявила свой непредсказуемый характер: приехала на выставку с топором и перерубила почти все свои работы. Одна из спасённых картин под названием «Лес» сейчас находится в Британском музее прикладного искусства. На нынешней московской выставке, в Доме-музее А.П. Чехова, тоже представлена одна из самых старых гравюр – диптих, выполненный Людмилой на отработанных и выброшенных на свалку фотоглянцевателях, снятых с прибора для сушки фотографий.

Место и время: выставка «Российская беляковская моногравюра» проходит в Доме-музее А.П. Чехова в Москве до 29 октября 2012 года.

ST RF





2 комментария к записи “Наука в гравюре: иглой и ножом”

  1. Виктор написал:

    Максим, очень хорошо, что вы занялись этим делом. Всегда буду рад, если окажусь полезным. Наших на Алтае много. Вот было бы проследить нашу фамилию в связи с С.У. Ремезовым — картографом Сибири конца 17 в. Я занимаюсь историческим краеведением на профессиональной основе. Пишу прозу и стихи («Виктор Ремизов Проза ру и Виктор Ремизов стихи ру»). Пишите, буду рад.

    [Ответить]

    Максим Ремезов Reply:

    Виктор, спасибо за добрые слова!

    Если что-то есть по фамилии, присылайте, разместим на сайте для общего пользования.

    Возможно и удастся когда-либо проследить такую связь.

    [Ответить]

Оставьте комментарий

 

Одним кликом