Медаль после войны

Мар 24

Про заслуги фронтовика Ивана Ремизова напомнила Победа

Небольшого роста, с деревянной палочкой, очень подвижный и тихий… Иван Ремизов суетливо отвязывает собаку, отводит ее в глубь двора — теперь не укусит. Он до поры молчит и лишь из-под зимней шапки выглядывают мягкие и добрые глаза почтенного человека. Из 13 человек его отделения лишь двое встретили Победу в строю…

kizto6yapwdn-400

Молчаливые трудяги войны

Он все столь же суетливо мечется по теплому дому в селе Малиновка, надевает пиджак с орденами и медалями, подставляет табуретку. Рядом Анна Федоровна. Они поженились, когда Ивану было 28, в то время считалось — поздновато. Но он ведь и не торопился. Сначала война, потом учеба. Только в таком порядке…

— Родился в Томской области, в 42-м на фронт призвали, там артиллерийская дивизия и Среднедонской фронт, — Иван Александрович пересказывает краткие вехи биографии, тщательно припоминая ключевые события. Сбивается лишь только, когда до подробностей доходит.

— Как воевал? Да как… Таскал катушку с проводами.

Связист Иван Ремизов родился в 1924 году, на фронт ушел в 42-м. 16 лет — совсем мальчишка. Но возраст не имел значения. Очутившись на передовой, он понял это сразу. Его задача — поддерживать связь в любой ситуации. Обстановка часто менялась, и артиллерийская дивизия часто меняла позиции. Немцы не любили артиллерию, и, как правило, каждый переезд завершался авианалетом. Как только переставали рваться авиабомбы, связисты тут же брали свои катушки и тянули провода во всех направлениях.

Хотя бывало, что и дождаться окончания бомбежки не доводилось. Голову пригнул — и бегом связь налаживать. Но все же большую опасность представляли снайперы и пулеметчики. Связисты, эти молчаливые трудяги войны, день и ночь в любых погодных условиях делали большое и нужное дело. Без их работы даже самая мощная армия теряла свою боеспособность.

— Катушка тяжелая, а бывало, что и две надо было нести. А Донские степи почти голые, горизонт далеко просматривается. Идешь по полю, разматываешь провод, и пули над головой свистят, — припоминает ветеран. — Дальше падаешь и голову пригибаешь. Так что большую часть войны на животе прополз. Но это еще куда ни шло. Вот когда во время боя провод повредится или зацепит кто из своих, тогда совсем туго.

Помню, в районе Харькова Холодную гору наши войска брать пытались. Обстановка очень сложная, противник оказывает ожесточенное сопротивление, бои шли тяжелейшие. Такая же история в ходе взятия Будапешта… Нас изначально 13 человек новобранцев в отделении было. Только двое до конца войны дошли.

Повышенная везучесть

При этом за всю войну Иван Ремизов не получил ни царапины. Контузии — сколько угодно, но ранений удавалось избегать. Истинную причину своей везучести ветеран не знает и даже не пытается понять. Говорит, воевал, как все, о смерти шибко не задумывался.

— Он мне как-то рассказывал, что после авианалета все сослуживцы всегда бросались письма домой строчить. Все пытались эмоциями поделиться, людей буквально трясло от пережитого. А Ваня садился на край окопа и на балалайке тренькал. Он ведь неженатый был, если и переживал, то только за себя да за брата. Он у него в пехоте служил, — разбавляет воспоминания мужа Анна Федоровна.

Но все же был момент, когда смерть буквально по пятам гналась за молодым связистом. Отправили его с депешей в населенный пункт. А там, как оказалось, наших уже нет. На дворе ночь, солдат переночевать решил. Вдруг будит хозяйка дома: «Служивый, немцы!». Он винтовку в охапку да на двор, а улицы уже полны фрицев — стучатся в дома, иванов ищут. Но наш Иван не растерялся, через забор перемахнул да к лесу. Сколько брел, не помнит, но нарвался наконец на своих же. И тут его чуть не расстреляли. Думали, что дезертир. В условиях военного времени в недонесенную депешу и чудесное спасение от немцев мало кто верил. Хорошо, рядом своя батарея находилась, сослуживцы не скрывали радости: «Ванька, живой!»

Парадокс, но медаль «За отвагу» Иван Ремизов получил лишь после Победы. Это трудно понять, но в ходе боевых действий связистам почти не давали наград.

— Уже война закончилась, приехал к нам в часть представитель штаба, вдоль строя прохаживается, руки за спиной, молчит, — говорит Иван Ремизов. — Всех осмотрел, а потом говорит: «Ребята все боевые, а наград почему-то нет. Всех к наградам представить!» Вот тогда мне медаль и вручили.

С фронта бывший связист вернулся в родной Томск, успел закончить вечернюю школу, поработать на заводе, поступил в институт. Война не дала возможности для образования, пришлось наверстывать упущенное в мирное время. По распределению попал в Амурскую область, привез с собой молодую жену. Иван Александрович хорошо знаком жителям Бурейского района, многие годы он трудился главным конструктором кранового завода. Вместе с Анной Федоровной вырастили троих детей, теперь их радуют шестеро внуков, четверо правнуков. Большая семья иногда собирается вместе в их теплом уютном доме. Но большую часть времени они коротают вдвоем. Иван и Анна. В этом году им отмечать бриллиантовую свадьбу.

Амурская правда





Оставьте комментарий

 

Одним кликом