Музей Льва Толстого открывается после реставрации

Дек 16

В Государственном музее Льва Толстого, который открылся после реконструкции, «Воздают должное великому». В обновленной экспозиции — уникальные картины, скульптуры, фотографии — подлинные шедевры, многие из которых будут впервые представлены широкой публике. Посетители смогут познакомиться с малоизвестными страницами из биографии писателя и почувствовать атмосферу эпохи. Как говорят музейщики — хранители наследия великого классика: «Здесь в каждом зале — сам Толстой!».

Главный хранитель музея Наталья Калинина не знает с чего начать пресс-показ. Экспонатов очень много, и почти каждый — шедевр. Знаменитая картина Репина «Толстой в розовом кресле». Родственники Льва Николаевича кисти Рокотова. Писатель взглядом Нестерова, Леонида Пастернака, Ге. «Воздать должное великому» хотелось особенно масштабно.

«Тут исходили из самых разных соображений: во-первых значимость художника, — говорит Наталья Калинина. — Как можно было обойтись без Рокотова, Репина, Ге? Это громкие имена, ну и, конечно, нам было интересно, вот, к примеру, Татьяна Львовна Сухотина. Конечно, это художник совсем другого уровня, но она дочь писателя».

Уговорить позировать Толстого было непросто — после долгих пререканий первым это сделать удалось Ивану Крамскому в 1873-м. После выхода «Войны и Мира» картину заказал Третьяков.

«В одном из писем Репину Крамской писал: «Несколько вечеров позирует мне Толстой, я постоянно в возбужденном состоянии, а ведь он на гения смахивает», — рассказывает заведующая отделом Государственного музея Толстого Валентина Алексеева.

На выставке гений в скульптурах, книгах, графике и, конечно, на фотографиях. Чаще всего Толстого снимали исподтишка друг Владимир Чертков и жена Софья Андреевна. Вот из ее коллекции — уникальные фотографии. Как дедушка рассказывает внукам любимую сказку про огурцы. Рядом с признанным искусством — кич. Маркетологи уже в начале ХХ века работали неплохо.

Одеколон, ножики, платки и галстуки. Все это под брендом «Лев Толстой» пользовалось большим спросом с 1908-го. В наше время широкому зрителю не показывали ни разу. В планах директора музея Виталия Ремизова задача непростая — открыть для посетителей неизвестного писателя.

«Литературные музеи — очень скучные, ну, что это: рукописи лежат, книжки лежат, фотографии лежат, собственно, и все, — говорит директор Государственного музея Толстого Виталий Ремизов. — Вот мы делаем музей необычный, где с нами будет разговаривать сам Толстой в каждом зале, и пойдут диалоги через экспонаты, через музейные этюды».

Юбилейная выставка всего лишь преамбула к тем, что будут здесь совсем скоро,- говорит Ремизов. Он уже заказал 3D витрины, новое звуковое и светооборудование. Хочет, чтобы музей стал в ряд с лучшими мировыми. Пока же юбилейная выставка в обновленном здании смотрится традиционно и привлекает, прежде всего, ценностью самих экспонатов. Этого для настоящих ценителей вполне достаточно.

Россия-Культура





Оставьте комментарий

 

Одним кликом