ВидеоИсторияПутешествияФото

Французский дворянин Д’Альфонс — кто вы?

Наверное, каждый кто бывал в Батуми любовался Батумским бульваром, наслаждался вечерними прогулками по нему, любовался разнообразием зеленых насаждений и грамотно спланированной территории. Батумский бульвар великолепен!

Основателем этого прекрасного уголка Батуми, несомненно считается Михаил д’Альфонс — «добрый гений батумской набережной», французский дворянин. Но, как же «месье» д’Альфонсо попал в Батуми и занял достойное место в истории города? Давайте разбираться.

Батуми. Приморский Бульвар. Главная аллея. 1900-10 гг.

Окончание Русско-турецкой войны 1877-78 годов, переход Аджарии под контроль Российской империи и установление в Батуми режима порто-франко, привлекло в город многих. Перспективы открывались большие.

Именно в это время в Батуми появляется Михаил д’Альфонс, первым, в 1878 году, купивший землю под дачу на скалистом мысе Килик, впоследствии ставшим райским Зеленым мысом.

Дача Д’Альфонса на Зеленом мысе. 1900-10 гг.

Осваивая неприспособленные для жизни земли, он заказывает и доставляет редкостные растения со всего мира, пытаясь акклиматизировать их в условиях батумского побережья. Позже, свой опыт субтропического растениеводства он переносит на свое имение в Чакви, Александровский сад (Парк 26 мая) в Батуми и Приморский бульвар.

Приморский (ныне — Батумский) бульвар имени наследника Цесаревича Николая Александровича начали разбивать по планам садовников Ресслера и Рейера в конце 1884 — начале 1885 года. Первым управляющим Батумским бульваром был назначен Михаил д’Альфонс, который, не только начал осваивать пустынный берег Батуми, но и заложил вектор развития бульвара на долгие годы.

Батуми. Приморский Бульвар. 1900-10 гг.

Кстати, про историю Батумского бульвара рекомендуем прочитать книгу З.Г. Маргиева «Батумский бульвар. История в документах и фотографиях». Именно по фотографии найденной Зауром Маргиевым, в сентябре 2012 года, на батумском бульваре возле отеля «Интурист-Палас», была установлена бронзовая скульптура Михаила д’Альфонса сидящего на скамейке у своей дачи на Зеленом мысе.

Садовником-декоратором на батумском бульваре, Михаил д’Альфонс проработал до марта 1889 года, расторгнув договор с Городской управой из-за разногласий на два года раньше. Скончался он 26 августа 1898 года, в дни празднования двадцатилетия русского Батума.

Батуми. Бульвар у берега моря. 1900-10 гг.

Мало кто знает, что женился Михаил д’Альфонс за семь месяцев до своей кончины. Избранницу свою, дочь генерала от инфантерии Грессер Николая Аполлоновича — Веру привез из Санкт-Петербурга. Там же они и обвенчались. Невесте было 23 года.

В последствии, вдова Михаила д’Альфонса вышла замуж за генерала Баратова. Дача на Зеленом мысу перешла в новую семью. Потом «Дача Баратова» стала «Бериевской», ну а после, вошла в состав Батумского Ботанического сада.

Вроде бы, все понятно и логично. Мишель д’Альфонс — 22-летний французский дворянин, в «поисках приключений» и «открытия новых земель» переселяется в заштатный городок, где только что закончилась война, где из-за местных болот свирепствует малярия, покупает скалистый кусок земли, покупает и привозит из-за границы диковинные растения, самостоятельно занимается «ландшафтным дизайном» своего дачного участка. А после, вообще находит себе «работу для удовольствия» садовником, требующую колоссальных трудов.

Батуми. Приморский Бульвар. 1900-10 гг.

Так кем же на самом деле был Мишель д’Альфонсо? Судя по финансовым возможностям и свободному времени, не стесняющими его увлечений, как минимум, французский принц или наследник нешуточного семейного капитала.

Оказывается да, дед Михаэля д’Альфонс был француз — Ян-Александр Альфонс де Сент-Омер. Родился он 28 декабря 1779 года в Понтуазе (Франция), в семье Антуана д’Альфонса и Регины Лелье. В 15 лет вступил во французскую армию, позже участвовал в составе польской армии в походе Наполеона на Россию, после чего, осел в Варшаве. После присоединения Польши к России принял российское подданство, внесен в дворянскую книгу Мазовецкой губернии, получил герб, остался на военной службе, и топографом дослужился до генерал-майора. Был трижды женат и имел девять детей.

Герб рода Альфонс (Сентомерский)

Младший его сын — архитектор Эдуард-Александр Альфонс родившийся еще во Франции в городе Нанси в 1800 году, успев овдоветь в первом браке, в 1855 году женился на дочери коллежского асессора Якова Илляшевича и его жены Марцианны Фердинандовны (урожденной Лисовской) — Бернарде (Бернардине). У них родилось три сына.

И тут начинается самое интересное. В Царстве Польском 1863-1864 годах начались вооруженные волнения и родители принимают решение спешно покинуть пределы объятых мятежом западных губерний Российской империи. Причем, старшего сына, Александра-Блажея-Франциска (1854-?), посчитали целесообразным отправить в Петербург, в семью брата Бернардины — военного инженера Валериана Яковлевича Илляшевича, преподавателя Николаевского инженерного училища и Императорского училища правоведения. Младшего сына, еще совсем маленького Иосифа-Мариана оставить на попечение сестры Бернардины — Констанции Яковлевны Илляшевич, проживающей в Радзивилове. А среднего сына, Мечислава-Даниила (21.12.1856-26.08.1898), родители взяли с собой, выехав в южные губернии Российской империи.

Патруль польских улан во время январского восстания 1863 г.

В этот период архитектору д’Альфонсу, как и полагалось при смене места жительства в Империи, каждый раз из Канцелярии Варшавского обер-полицмейстера привычно высылались отсроченные паспорта. Последний паспорт сроком на 1 год, о котором имеются сведения, был выслан ему в октябре 1871 года по месту очередного жительства в Таганрогское уездное полицейское управление. Казалось, с этим все понятно и логично: жизнь главы семейства д’Альфонс связана с постоянными переездами и лишениями — такая уж работа. Но с этого момента прослеживается еще более странная, почти «детективная» история.

В самом начале 1872 года полковник Генштаба В.Я. Илляшевич, на иждивении у которого уже несколько лет находился племянник Александр д’Альфонс, подал прошение в департамент Герольдии о выдаче свидетельств на потомственное дворянство его малолетним племянникам, уроженцам Волынской губернии: Мечиславу, Александру и Иосифу д’Альфонс. Вызвано это было двумя причинами. Первая была продиктована необходимостью определения малолетних д’Альфонс в одну из военных гимназий. Вторая же причина тревожно указывала на то, что Илляшевич остался «единственным попечителем племянников», поскольку их отец, архитектор Эдуард-Александр д’Альфонс, дворянин Царства Польского, находился в «безвестной отлучке».

Такая поистине невнятная формулировка оставляла братьев д’Альфонс «малолетними сиротами». Отсутствие официальных документов, подтверждающих либо факт смерти родителей, либо местонахождение «укрывающихся», позволяет усомниться в правдивости изложенных данных. К тому же в повторном прошении от 13 сентября 1872 года в рамках все того же дела Илляшевич, явно чего-то не договаривающий, усугубляет картину и просит о внесении в дворянскую книгу уже только двух племянников: Александра и Иосифа, мотивируя это тем, что ему официально неизвестно, где находится «и жив ли вообще» его племянник Мечислав д’Альфонс.

Но, вскоре выяснилось, что по официальному сообщению Декана римско-католических церквей Херсонской губернии, племянник Илляшевича в 1873 году благополучно обучался в Одесском римско-католическом приходском училище. Благодаря всемогущему полицейскому дознанию, прояснилось и то, что в прекрасном городе Одессе, Мечислав находился официально с 1866 года. Известие о том, что племянник «жив-здоров» и к тому же получает соответствующее образование, послужило основанием для нового обращения полковника Илляшевича с прошением о возобновлении дела о дворянстве Мечислава д’Альфонса. Указом Правительствующего Сената от 16 мая 1873 года утверждение в потомственном дворянстве с причислением к роду отца и деда благополучно состоялось. Имена всех трех братьев были записаны в родословную книгу дворянства Варшавской губернии, Мазовецкого отдела.

Через пять лет, в 1878 году, Мечислав д’Альфонс появляется уже в Батуми, покупая 35 десятин прибрежной земли, а в 1881 году, прикупая к уже имеющимся владениям, наделы жителей села Чаквистави, еще 88 десятин земли.

Батуми. Набережная. Каботажная бухта. 1890-1900 гг.

Вся эта история не вносит ясности в то, как молодой человек, пусть и генеральский внук, смог позволить себе такие условия жизни. Учитывая, что «работать не в удовольствие» он начал только в 1895 году старшим контролером 8-го округа (г. Батуми) Управления Акцизными сборами Закавказского края и Закаспийской области, и прослужив им до самой смерти в 1898 году.

Возможно, к 1878 году родители Михаила д’Альфонса умерли, и братья получили в наследство материнское приданное, небольшое имение Илляшевичей в Польше. Возможно. Но это только предположение, которое, еще стоит выяснить исследователям биографии Михаила д’Альфонса в будущем. И даже, если принять это предположение как факт, то информация о службе братьев говорит о том, что они не могли себе позволить такой жизни, как Мечеслав.

Александр служил младшим штатным контролером ярославского Акцизного управления, младшим контролером в Акцизном учреждении Баку, сверхштатным чиновником Управления Акцизными сборами Закавказского края и Закаспийской области. В 1919 году, будучи завхозом 670-го полевого Запасного госпиталя, был арестован в Петрограде за контрреволюционную деятельность, осужден, но амнистирован.

Батуми. Почтово-телеграфная контора. 1908-15 гг.

Иосиф служил почтово-телеграфным чиновником в Батумской почтово-телеграфной конторе, телеграфистом на Сухумской телеграфной станции, почтово-телеграфным чиновником в Сухумской почто-телеграфной конторе, переводчиком европейских языков в Батумской Главной Складочной таможне, в Архангельской таможне, в Щипиориской таможне. Благополучно дослужился до чина коллежского советника.

Помимо известных нам трех сыновей, во время скитаний родителей по южным губерниям Российской империи, предположительно, у них появились еще сын — Владимир Эдуардович Дальфонс, проживавший в 1930-40 годах со своей семьей в Москве по адресу: Сиротский переулок 2/7, и дочь — Александра Эдуардовна д’Альфонс родившаяся 12 ноября 1872 года в Таганроге и окончившая училище при Римско-Католической церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге, получив в 1891 году свидетельство домашней учительницы.

Свидетельство А.Э. д’Альфонс. 1891 год

Несмотря на то, что «французский дворянин» Михаил д’Альфонс, оказался не Михаил, и даже не Михаэль, а шляхтич Царства Польского французского происхождения выросший в Российской империи, это никоим образом не уменьшает его энергии, трудов и настойчивости по освоению заросших и непроходимых мест, ставших гордостью всего Кавказского побережья Черного моря. Наоборот, эта фигура бывшего батумского городского садовника становится более интернациональной. Теперь он не только французам и грузинам родной, но и полякам, украинцам и русским стал тоже не чужой.

Обязательно посмотрите наше видео:

Ставьте лайки (или дизлайки), делитесь этим видео с друзьями, и конечно же, подписывайтесь на наш YouTube-канал!

Источники:
Свирса А.А. Мечислав Эдуардович д’Альфонс: новое забытое имя
Д’Альфонс — польский дворянский род французского происхождения
Свирса А.А. Сувенир д’Альфонса

Маргиев З.Г. Батумский бульвар. История в документах и фотографиях

Координаты Памятника Михаилу д’Альфонсу в Батуми: 41.653345, 41.634687

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.